Украинский кризис: главный проигравший – ЕС


«Русские должны заплатить!» Эта фраза повторяется на всех официальных языках стран-участниц ЕС в брюссельских коридорах власти этого объединения. Кажется, что «двадцатью восемью» в развитии событий вокруг Украины, движет именно это желание а не рациональные соображения.

Не важно, кто конкретно в чем виноват, кто конкретно что нарушал, какова собственная роль в этом безобразном кризисе. «Русские должны заплатить!» – и точка. Бездумно и почти радостно принимаются решения о новых санкциях, внутренней логики в них не видно. Если постараться перейти с бюрократического языка на человеческий, то первые антироссийские санкции вводились, чтобы Россия не вмешивалась в события на Украине, а следующие – чтобы вмешалась, хотя и в нужном Западу ключе. Критерии снятия санкций понять невозможно. Иллюстрацией абсурдности Брюсселя стали последние санкции: об их разработке объявили в тот день, когда воюющими сторонами было заключено перемирие на Юго-Востоке Украины. Объяснить это злокозненностью одного лишь Брюсселя не получится: такие решения утверждаются всеми странами-участницами, любая могла наложить вето. Этого не произошло. Значит ли это, что европейцам нужно продолжение войны? Сторонний наблюдатель подталкивается именно к такому выводу.

Не следует здесь искать логику: «Русские должны заплатить!»

Политика европейцев в украинском вопросе иррациональна. По сути, она обрекает ЕС и входящие в него страны на потерю политической самостоятельности и максимально осложняет выход из затяжного финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Сжигая мосты, ведущие к Москве, Брюссель теряет позиции на весьма емком российском рынке, который, по сути, остается единственным крупным рынком, где европейская продукция может иметь массовый сбыт. В Азии европейцы все менее конкурентоспособны, в Америку им пробиться сложно, особенно в северную ее часть. ЕС и Россия в экономическом плане идеально взаимодополняемы и вместе в состоянии вытягивать друг друга. Так, сотрудничество, а не нынешняя конфронтация в газовой сфере может способствовать снижению себестоимости европейской продукции, повышая ее конкурентоспособность. Желание отказываться от российского газа, над которым работают в Брюсселе, приведет к удорожанию энергоносителей со всеми вытекающими негативными последствиями для экономики ЕС. Об этом там думают? Нет. Политика и идеология имеют приоритет над экономикой: «Русские должны заплатить!»

В политической сфере последствия нынешнего курса ЕС не менее катастрофичны для него. Союз теряет остаточную самостоятельность, полностью подчиняясь США. Никакой возможности для маневрирования, никакого противовеса одностороннему выбору курса. Американцам интересна напряженность в Европе, парализующая строптивость европейских союзников и самостоятельность России. Глобальные интересы США можно теперь представлять как общие для западного мира, значит, на их обеспечение можно бросать младших партнеров. Последние действия в рамках НАТО уже показывают направление движения. Самостоятельно США уже не справляются со всеми военными вызовами и готовы требовать адекватного вклада партнеров – не только на антироссийском фронте, но, например, в Ираке или Сирии. Сколько времени осталось до полной политической капитуляции Европы? Когда гробы солдат с полей американских геополитических сражений начнут поступать и в страны Старого Света?

В украинской вакханалии есть проигрывающие, есть и выигрывающие. Убитых не воскресить, разрушенную и нежизнеспособную на десятилетия Украину пока не восстановить. Взвешивание долей успехов и неудач каждого – отдельный разговор. Однако представляется, что ЕС – самый главный проигравший в этом кризисе. Упорство на этом пути лишает европейцев шансов на выживание. «Двадцать восемь» отрезают пути к восстановлению конкурентоспособной экономики, попадая в подчиненное положение к США, и теряют политическую самостоятельность и влияние в мире. Неужели можно быть настолько наивным и полагать, что этого никто не видит – в Корее или Индии, на арабском Востоке или в Аргентине? Неужели в мире станут в будущем доверять европейским обещаниям?

Это не важно: «Русские должны заплатить!»

Светлана ФИРСОВА

№9(91), 2014