Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Так умирают универмаги

Так умирают универмаги

image_pdfimage_print

Ещё двадцать лет назад было немыслимо представить себе крупный немецкий город без универсального магазина сети «Карштадт». В лучшие годы этот концерн проглотил такого конкурента как «Херти» и даже завладел гламурнейшим из берлинских универмагов – Ка-Де-Вэ, то есть «Кауфхаус дес Вестенс», что на Курфюрстендамм. Тогда и вообразить было немыслимо, что огромный концерн может оказаться на грани банкротства, и журналисты будут рассуждать о том, что впору устанавливать могильный камень с надписью «Карштадт. Родился в 1881-м году в Висмаре, скончался в 2014-м».

Погодите, но, может, рановато хоронить концерн, который даёт работу весьма значительному числу людей – 17 тысячам человек? Да и в магазины «Карштадт» ежедневно заходят полтора миллиона покупателей? Неплохо выглядит он и в сравнении с конкурентами. Скажем, лидер этой отрасли в Германии – концерн «Кауфхоф» – принимает в своих магазинах до 2 миллионов человек в день: не зря же он занимает 7 место в Европе. Германские кинотеатры или филиалы концерна ИКЕА привлекают в день всего до 350 тысяч человек. То есть, на лежащего на смертном одре «Карштадт» определённо не смахивает.

И все же… С 1995 по 2011 год в Германии закрылось 200 универмагов – почти половина от общего их числа в стране. И оборот этих традиционнейших торговых площадок продолжает снижаться. В прошлом году их доля в объем розничной торговли составляла 2,2%.

Теперь в область воспоминаний отошли те времена, когда, привлекая публику сверкающими витринами и изобретательной выкладкой товаров, универмаги без натуги разоряли мелкие магазинчики в своих окрестностях. Сейчас эта роль отошла к шопинг-центрам с их всепроникающими сетевыми заведениями вроде H&M, C&A или Esprit.

Именно шопинг-центры и выиграли более всего от происшедших изменений в потребительских нравах немцев. Пока закрывались универмаги, их место занимали шопинг-центры: с 1995 по 2011 год прибавилось 250 новых площадок – тенденция однозначна. Сейчас 460 германских моллов располагают торговыми площадями в 14,4 миллиона квадратных метров. Это в шесть раз больше того, что вместе имеют «Кауфхоф» и «Карштадт».

И в этом отношении Германия не представляет собой какого-то исключения. Возьмём, к примеру. Британию, точнее розничную сеть «Маркс энд Спенсер», в которой большинство обычных островитян делает свои повседневные покупки. В неё входят 360 филиалов, большей частью представляющих собой универмаги в центре городов. Общие торговые площади составляют 1,4 миллиона квадратных метров. Среди компаний, эксплуатирующих универсальные магазины, концерн уверенно держит второе место в Европе.

Это все так, но вот обороты уже четвёртый год подряд уверенно снижаются, хотя и составляют пока вполне почтенную цифру в 746 миллионов евро. В модернизацию филиалов вкладываются изрядные деньги, но пока заметного эффекта это не даёт.

Да, универсальный магазин может, вроде бы, предложить покупателю всё, кроме птичьего молока. Но в то же время, конкретной марке, интересующей клиента, он способен выделить только небольшое место. А его рядом расположенные конкуренты, собравшие под одну крышу «флагшип-сторы» самых разных марок, дают каждому из них возможность показать всю палитру своих коллекций. Да ещё присовокупляют к этому возможность посетить бесчисленные бистро, кафе, ресторанчики, фаст-фуды и пивные, рассчитанные почти на любой вкус и кошелёк. Ну и на чьей стороне, по-вашему, будет преимущество? Немудрено, что доля моллов в обороте розничной торговли в прошлом году составила в Европе почти 10%.

Кое-кто уже считает их «магазинами будущего». Во всяком случае, с окраин и крупных транспортных пересадочных узлов они уверенно продвигаются в центр городов. И, поскольку площадей там, естественно, не хватает, они делают ставку на то, чтобы поглотить традиционные универмаги, перестроив их под свои потребности. Одна из таких метаморфоз произошла в австрийском Инсбруке. Тамошний универсальный магазин был открыт в 1908 году и знавал некогда блестящие времена. Но десять лет назад в жалком состоянии он был продан новому владельцу, который решил вопрос радикально – снёс здание до основания. А на этом месте построил молл, давший приют 55 различным магазинам. Причём провёл эту трансформацию так успешно, что в 2011 году его детище получило звание самого красивого молла Европы. Вот такую операцию провёл человек по имени Рене Бенко, специалист по инвестициям в недвижимость.

Сейчас этот молодой австриец стал одним из собственников концерна «Каршатдт» и занимается разработкой плана спасения, который как заметила одна из германских газет, явно будет не гомеопатическим, а хирургическим. Предыдущий спасатель составил многообещающий план, получил гонорар и отбыл в неизвестном направлении.

Теперь в игру вступил господин Бенко. Именно ему выпала честь привести в порядок 80 оставшихся универмагов с вывеской «Карштадт» на крыше. Впрочем, уже сейчас идёт речь о том, что четверть из них будет закрыта: как говорится, летальный исход неизбежен.

Удастся ли вдохнуть жизнь в то, что останется после этой ампутации?

Сергей ПЛЯСУНОВ

№9(91), 2014

№9(91), 2014