Спокойное обаяние Люксембурга


Отшумел приятными хлопотами каникулярный август. В Европе, по стародавнему обычаю, каждый восьмой месяц года посвящается «сладкому ничегониделанию». Люксембург – не исключение. Сильно редеет утренняя толпа спешащего в свои конторы «офисного планктона». Слабеет напор автомобильного потока. В аэропорту у стоек воздушных перевозчиков, разлетающихся по курортным адресам, образуются кучки страждущих солнца и моря – уже заранее в шортах, майках и сандалиях. Ура, в отпуск!

Не секрет, что для европейцев, обитающих в северных широтах и в срединных землях континента, привычно стремиться на юг. Но есть исключения. И отнюдь не единичные. Внутренний туризм в Европе, как мне кажется, переживает ренессанс. Особенно в нынешнем году.

Конечно же, этому в немалой степени способствовали бурные потрясения в странах традиционного «курортного назначения» – Тунисе и Египте, опохмеляющихся после «Арабской весны». Менее привлекательной стала ривьера Красного моря в Израиле, проводящем спецоперацию в секторе Газа. Не такими доступными по причине снизившейся покупательной способности стали экзотические и очень далекие из-за стоимости авиабилета острова Тихого и Индийского океанов…

Не знаю, только ли этим объясняется решение одной люксембургской пары искать отдохновения не в дальних краях, а дома. Вряд ли. В любом случае Зое ван Дик и ее компаньон Кристиан Хапп провели свой отпуск… на ногах. Они пересекли Великое герцогство Люксембург с севера на юг пешком. За пять дней преодолели расстояние в 123 километра. Они не пользовались ни спутниковой навигацией, ни электронными картами в планшетнике или айфоне. Зое и Кристиан по старинке расстилали на коленях бумажную карту и увлеченно водили по ней пальцем.

Таков их осознанный выбор. Умышленное воздержание от использования современных гаджетов, которые стали таким же неотъемлемым атрибутом нашего образа жизни и экипировки, как расческа в дамском несессере. Зое и Кристиан, жители сугубо городские, экспериментируют давно: с начала года по месяцу жили то без Интернета (о, ужас!), то без мобильного телефона (кошмар!). А еще целый месяц запретили себе ударную возгонку с помощью кофеина.

Хождение по просёлкам и тропинкам оказало на них благотворное влияние. Полная психофизическая реабилитация. «Перестаешь вертеть головой во все стороны, когда идешь вперёд… Сразу появляется время подумать», – делится впечатлением от пятидневной прогулки Зое. Для нее буколические пейзажи с зелёными холмами, перелесками, озерами и вписанными в эти открыточные виды старинными замками, мостами, остатками крепостных стен и акведуков станут ассоциироваться с таким понятием как Родина.

И это правильно – нужно знать страну, в которой родился, вырос, живёшь. А для туристов со стороны имеет смысл приглядеться к неожиданным для них точкам на карте. Открыть новое для себя совсем под боком. Например, крохотное и симпатичное герцогство в самом центре Европы.

Не так давно местная газета «Ворт» провела опрос среди читателей: чего им не хватает в Люксембурге? Ожидаемый ответ: «Солнца и пляжей». Это понятно. Затем выплеснулись сугубо местечковые претензии: хотелось бы, чтобы общественный транспорт ходил более регулярно после восьми вечера, а магазины были открыты по воскресеньям, да и продавался не эрзац типа американского «спрайта», а настоящий лимонад из лимонов. Один с иронией пожелал «более жёсткой криминогенной обстановки» и «несовершенства в чем-либо», а другой – «кокосовых орехов».

По большому счёту, опрос наглядно показал: от добра добра не ищут. В Люксембурге, как и в Яндексе, «найдется всё». Приезжайте – и убедитесь.

Но для начала примите совет: посетите, чтобы настроиться на правильную волну восприятия, дворец великих герцогов в самом центре старого города. Жилая резиденция правителей открыта для любопытствующих. В строго фиксированные часы. В сопровождении гида. Сезон открытых дверей дворца длится с 15 июля по 7 сентября.

Нам, россиянам, воспитанным на великолепии петербургских и петергофских архитектурных жемчужин, полезно сравнивать. Изысканный фасад в стиле фламандского ренессанса. Анфилада комнат с убранством, отмеченным скромной роскошью. Здесь обитает и устраивает светские рауты Великий герцог Люксембурга, 59-летний Анри, он же (полное имя) – Анри Альбер Габриель Феликс Мари Гийом, интронизированный 7 октября 2000 года.

Непременно загляните в казематы Бок, разветвленную сеть туннелей, боковых проходов, камер, выдолбленных в глубине скалы Ле Бок. С XVII века они служили фортификационными сооружениями, защищавшими город от неприятеля. Казематы занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Более 500 метров лабиринта доступны для экскурсий.

Каждому заезжему можно отыскать то, что заставит его либо без устали нажимать пусковую кнопку фото- или видеокамеры, либо брать на заметку как «положительный опыт», чтобы продублировать дома, либо восхищенно цокать языком, дегустируя дары лозы и гастрономические изыски.

Неподалеку, кстати, протекает Мозель, и в долине реки, названной Гёте «идеальным ландшафтом», произрастает виноград, наливающейся особым вкусом на фоне умеренно прохладной зимы и необременительно жаркого лета. Люксембургские сорта мозельского вина можно отведать в барах на улочке Марше-о-зэрб, где собирается немало ценителей древнего напитка. Никто, замечу, не злоупотребляет. В Люксембурге «алкогольно-массовую культуру» характеризует умеренность и аккуратность.

А сластены обнаружат не менее «высокий стиль» в изготовлении шоколада. Бренд «Обервaйс» звучит гордо. Ему более 500 лет. В ассортименте найдется более 50 видов шоколада, в том числе со вкусом груши, корицы, острого перца и ставшего популярным в последние годы японского хрена – васаби. Именно у фирмы «Обервайс» герцогская семья заказывает по особому случаю десерты, в частности, муссы из темного шоколада и трюфельный торт из горькой вишни.

Качество еды в Люксембурге заслуживает отдельного разговора. Всего два факта: здесь больше всего ресторанов, удостоившихся звезд «Мишлена» на душу населения, чем где-либо в мире. И второй: отношение к этому ежедневному ритуалу у местных шеф-поваров – самое что ни на есть трепетное. Меня впечатлило эмоционально окрашенное откровение Люсьена Эльзена, владельца вегетарианского ресторана «Меса верде» (переводится с испанского как «Зелёный стол»), шеф-повара и увлекающегося человека: «Салат нужно воспринимать как букет цветов, который вы подносите любимой. У каждого листочка салата должна быть своя текстура, а на тарелке все вместе они должны смотреться как богатый ландшафт. А то, что вы едите, выглядеть как картина маслом».

Одним словом, вернее, одной фразой, если воспользоваться хрестоматийной сентенцией доктора Сэмюэля Джонсона о Лондоне: здесь, на этом панъевропейском оживленном перекрёстке и пятачке, есть всё, чего душа пожелает. И тот, кто устал от Люксембурга, должно быть, устал от жизни.

Светлана ФЕДОТОВА,
управляющий директор
East-West United Bank в Люксембурге

№8(90), 2014