Экономические санкции: Cui prodest?


Совпадение или закономерность? Пока трудно ответить на этот вопрос, но факт налицо: антироссийские санкции «первой» и «второй» фазы совпали с сокращением промышленного производства в Германии на 2%. Сегодня мало кто возьмётся предсказать, как на этом «локомотиве европейской экономики» отразятся меры следующей «фазы», прежде всего – финансовые ограничения на рынках Европы в отношении государственных банков России и богатых россиян. Во всяком случае, лондонскому Сити это грозит потерями в сотни миллионов фунтов стерлингов.

В XXI веке политики продолжают использовать в качестве меры наказания той или иной непослушной страны пресловутые санкции, доказавшие свою неэффективность и обоюдную остроту в прошедшие времена, даже когда мир был разделён «железным занавесом», а глобализация казалась явлением почти нереальным. Сегодня в той же Германии, по оценкам немецких предпринимателей, от торговли с Россией непосредственно зависят около 350 тысяч рабочих мест, и европейские политические деятели не могут игнорировать это, мечтая о своей дальнейшей карьере. Тем более странно звучит угроза властей Европейского Союза и ряда его государств пойти по пути антироссийских санкций даже дальше Соединенных Штатов, на которых бумеранг этих мер отразится меньше, поскольку торговые отношения у Вашингтона с Москвой значительно слабее. Вряд ли станет приятным подарком для многих отраслей промышленности Европы и почти неизбежное повышение мировых цен на нефть, прогнозируемое многими аналитиками…

Своей озабоченности в связи с радикальными шагами не скрывают некоторые европейские экономисты и политики. Так, глава Совета по экономике и финансам ЕС Пьер-Карло Падоан убеждён, что введение санкций против России «станет проблемой для обеих сторон. Санкции – это всегда проблема как для тех, против кого они направлены, так и для тех, кто их объявляет». Выступая в Европейском Парламенте, итальянский министр отметил «разочаровывающее состояние макроэкономики» Евросоюза, а последние данные германской экономики, по его словам, «должны послужить тревожным звонком».

Нелишне напомнить фон, на котором принимаются жёсткие меры против России: это происходит в условиях непрекращающегося финансового кризиса в Европе и её значительного отставания от США в области конкурентоспособности. А потери, которые понесут «двадцать восемь» в два ближайших года, оцениваются аналитиками в 100 миллиардов евро (кстати, примерно столько же, по их мнению, потеряет и Россия). Кому это выгодно? Ответ напрашивается сам собой – Соединенным Штатам, европейские конкуренты которых неизбежно ослабнут на этот период.

Игра в санкции стоит свеч?

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Под давлением Вашингтона Брюссель решился пойти на введение санкций против России в марте, после событий в Крыму. С самого начала властям ЕС пришлось преодолевать сопротивление Германии, Италии, Нидерландов и Франции, тесно связанных с Москвой экономическими интересами. А наиболее активно за ужесточение этих выступали правительства некоторых стран Восточной и Центральной Европы – так называемые «молодые государства Евросоюза».
Антироссийская стратегия властей ЕС предусматривает три фазы экономических санкций.
В марте, в частности, была отменена подготовительная встреча участников «Группы восьми», намеченная в Москве, а затем Россия была исключена из этого клуба наиболее развитых в промышленном отношении держав.
Вторая фаза включала лишение некоторых российских, крымских и восточно-украинских политиков, а также бизнесменов въездных виз в страны ЕС. Затем было приостановлено сотрудничество «Европейского банка реконструкции и развития» с РФ, и объявлено о замораживании их авуаров, которые, возможно, находились в Европе.
Одобренные в Брюсселе в конце июля санкции третьей фазы предусматривают нанесение удара непосредственно по отдельным отраслям экономики России – финансовой системе, оборонной промышленности и энергетике (путем запрета экспорта высоких технологий для неё). Последнее эмбарго на руку, прежде всего, китайским производителям нефтегазового оборудования, которое они выпускают на высоком мировом уровне.

Кстати
Ответный полный запрет на импорт сельскохозяйственной продукции, введённый Россией в отношении ЕС, вызвал неожиданную реакцию Польши. Варшава потребовала от… Вашингтона немедленно открыть американский рынок для экспорта её яблок.
Польша – крупнейший производитель этих фруктов в Европе, а Россия – крупнейший их импортёр. Удар по интересам производителей яблок соседней страны нанесён более чем ощутимый. Но вопрос в том, захотят ли власти США открыть свой рынок для этой продукции? Он по большей части закрыт для овощей и фруктов из стран Евросоюза (исключения сделаны лишь для итальянских груш и яблок, а также для польских перца и брокколи).
Своим демаршем Польша вольно или невольно «попала в американское яблочко»: администрации президента Барака Обамы придётся принимать непростое решение, которое в любом случае станет обратной стороной антироссийского эмбарго.

№8(90), 2014