Бритты разлюбили свободу. Свободу передвижения


На 84 страницах британские эксперты выложили свои находки и изложили выводы о последствиях реализации на практике одного из самых сакральных, по замыслу архитекторов единой Европы, прав человека: права на беспрепятственное пересечение государственных границ и выбора места жительства на просторах Евросоюза. Это исследование было готово еще в начале года, но его тогда придержали, поскольку оно вызвало горячие споры (см. «Дебаты вокруг «пришлых» раскололи элиты», №1(83), 2014) внутри правящей коалиции консерваторов и либеральных демократов.

Тревожным звонком стал подкрепленный статистикой тезис: «Свобода передвижения в ЕС эффективно используется организованной преступностью для того, чтобы ввозить на территорию Соединенного королевства противозаконную продукцию, такую как наркотики, «живой товар», нелегальных иммигрантов и контрафакт». В качестве главных «хабов», где аккумулируется нежелательные элементы, как неодушевленные, так и одушевленные, выступают Испания, Италия, Бельгия и Нидерланды.

Спорить с этим аргументом трудно. Интерпол тоже авторитетно свидетельствует: открытые внутренние границы в ЕС серьезным образом затрудняют выявление контрабанды в любой форме.

Иммигранты – отдельная и для Британии давно болезненная тема. Она-то и стала поводом для раздора. Авторами исследования подсчитано: инъекции переселенцев на Британские острова из стран-старожилов в интервале с 2004 по 2012 год оставались неизменными по своему объему. Зато многократно возрос приток мигрантов из Польши: польская диаспора увеличилась с 125 тысяч в 2004 году до почти миллиона. Несмотря на то, что эмбарго на приезд на ПМЖ болгар и румын было снято только в начале этого года, их общины уже увеличились с 20 до 155 тысяч.

Польза от пополнения самодеятельного населения пришлыми рабочими руками очевидна (см. «Гастарбайтеры едут работать, а не есть хлеб даром», №10(80), 2013). Но, по словам министра по делам иммиграции Джеймса Брокеншира, больше всего выиграли от этого «зажиточные городские слои». У них появилась возможность подешевле нанимать домашнюю прислугу. Не в накладе остался малый и средний бизнес. Малоквалифицированные работники из стран Восточной Европы довольно быстро заполнили вакансии, трудоустроившись в домах престарелых, в барах и ресторанах, в прачечных и химчистках, лавчонках и магазинах.

Британские экономисты вычислили, что если доля иммигрантов, готовых трудиться на таких работах за скромное вознаграждение, вырастает на 10%, то это ведет к сокращению средней зарплаты в отрасли на 5,2%. Естественно, это повышает конкуренцию, порождает менее комфортные условия для коренных работников, привыкших к более высоким заработкам. Как следствие, они вымываются из сферы услуг. Единственным сдерживающим новшеством, введенным правительством, стало требование к медицинскому персоналу и врачам из числа иммигрантов: они проходят обязательный экзамен на знание английского языка.

Чем именно недовольны власть предержащие, понять можно. Во многих, пусть и не в подавляющих своим числом, случаях иммигранты либо не находят, либо быстро теряют работу, и тогда навешиваются на щедрую систему социального обеспечения в Британии. Эти чудом пока сохранившиеся (даже пережили террор Маргарет Тэтчер против «государства всеобщего благоденствия») остатки английского социализма служат сладкой приманкой для многих восточноевропейцев. Особенно тех, кто помнит всеобъемлющую опеку со стороны государства в эпоху их собственного «развитого (в том числе за счет субсидий СССР в виде дешевых энергоносителей) социализма».

Баста, говорят авторы упомянутого доклада. Их приговор: «Все обозначенные проблемы усугубляются тем обстоятельством, что ЕС в сегодняшнем виде сильно отличается от того, каким он был прежде, когда эти правила (обязательное соцобеспечение иммигрантов. – Авт.) ввели». Сейчас же в Евросоюзе различий в том, как функционирует система соцобеспечения, стало больше, и это диктует экстренную необходимость провести внутри ЕС реформы. Иными словами, если расшифровать стыдливые канцеляризмы, нужно, как минимум, лишить новых мигрантов шансов доить расходную часть британского бюджета, а как максимум, пересмотреть такой абсолют, как свободу передвижения.

…Как меняются времена! И нравы тоже. Еще недавно свобода передвижения считалась едва ли не синонимом демократичности (вспомним, хотя бы, словесные баталии вокруг итогового документа Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и поправку Джексона-Вэника) и критерием соблюдения прав человека. Теперь бритты исходят из того, что не все в единой Европе могут быть равны, кто-то должен быть равнее прочих, а понятие «граница на замке» вовсе не устарело.

Вадим ВИХРОВ

№8(90), 2014