Главная > Дневник событий > Испания: король сдаёт вахту сыну

Испания: король сдаёт вахту сыну

image_pdfimage_print

Лишь одного года не дотянул до круглой даты – 40-летия пребывания на троне – король Испании Хуан Карлос I, один из самых известных и уважаемых глав государств в мире. Его решение отречься от престола в пользу сына, наследного принца Астурийского Фелипе, фактически означает смену эпохи в этой пиренейской стране. Впрочем, свой неожиданный шаг монарх и объяснил необходимостью обновления.

Формально новый этап в жизни Испании может начаться с изменения конституции, принятой в 1978 году, в период перехода от диктатуры генералиссимуса Франсиско Франко к демократическому обществу. Во всяком случае, на этом настаивают влиятельные силы, в первую очередь, добивающаяся независимости самая развитая автономная область страны – Каталония (см. «Испания: депутаты вынесли свой вердикт», №4(86), 2014). Но не только каталонцы. Сразу после объявления об отречении провести референдум о переходе от парламентской монархии к республике потребовали левые партии и экологическое движение, собравшие на недавних выборах в Европейский Парламент в общей сложности 20% голосов. Даже в некоторых региональных организациях оппозиционной ныне социалистической партии, традиционно поддерживающей короля, слышатся голоса за проведение плебисцита. Партийное руководство пытается образумить диссидентов, ссылаясь на необходимость сохранить стабильность в Испании, а также на отсутствие в конституции статьи, предусматривающей возможность проведения референдумов.

Историческую роль Хуана Карлоса в плавном переходе к демократии трудно переоценить. В бурные времена, пережитые испанцами, он не раз демонстрировал политическую мудрость и хладнокровие, находясь над схваткой, но при этом умело направляя развитие событий в мирное русло. Чего только стоят его труднейшие переговоры с тогдашними лидерами о легализации коммунистической партии или эффективные действия в ходе попытки военного переворота!

Однако в последние годы монарх всё чаще становился объектом критики и обвинений. Пожалуй, главным скандалом стала информация о его злополучной охоте на слонов в Африке в 2012 году. Такое дорогое развлечение – в разгар финансово-экономического кризиса в Испании! К тому же, как выведала пресса, во время сафари монарха сопровождала не королева, а некая неизвестная дама… Ощутимым ударом по престижу венценосной семьи стал и скандал, вызванный подозрением зятя Хуана Карлоса в присвоении 6 миллионов евро из государственных средств.

Словом, если ещё недавно образ королевских особ в Испании казался недосягаемым для критиков, в том числе, антимонархических сил, то сегодня всё более громко звучит вопрос: а нужна ли стране дорогостоящая монархия?

Тем временем испанские парламентарии столкнулись с серьёзной проблемой: за 39 лет пребывания Хуана Карлоса I во главе государства не было принято закона, регулирующего передачу короны наследнику. К середине июня правительству, кортесам и сенату пришлось срочно разрабатывать и принимать соответствующую юридическую норму. Процесс завершился принесением присяги принцем Фелипе на торжественном заседании обеих палат парламента. Наследный принц стал королём Испании Фелипе VI Бурбонским.

Пробел в действующей конституции касается и 76-летнего экс-монарха. Какими правами и льготами он обладает до конца жизни? На какие средства и где будет коротать свой век? Пока ясно лишь одно: Хуан Карлос автоматически лишился судебной неприкосновенности, которая переходит к его сыну, и тот, кстати, становится единственным испанцем, на которого распространяется такой иммунитет.

Сорокашестилетний Фелипе считается более современной и прагматичной фигурой, чем его отец. Главная политическая задача, которую ему предстоит решать, и от которой зависит будущее Испании – сохранение Каталонии в составе королевства. Каталонские власти, вопреки запрету Мадрида, намерены провести судьбоносный референдум о независимости уже в ноябре.

Как показал январский опрос общественного мнения, принца поддерживали 66% испанцев (короля Хуана Карлоса – 41%). А самой популярной венценосной особой оказалась мать принца, тогда ещё королева София: в её поддержку высказались 78,5% респондентов (среди испанок – и вовсе 82%). Даже молодёжь высоко оценивает её роль. И это при том, что в первые годы супружества греческой принцессе Софии было нелегко завоевать симпатии в чужой стране. Последние годы её популярность росла в противоположность королю. Значит ли это, что большинство испанских подданных предпочли бы видеть на троне женщину? Не факт. К тому же нынешняя конституция не предусматривает передачу короны по женской линии. И это может вызвать проблему в будущем, ведь у короля Фелипе – две старшие сестры, а сам он отец двух дочерей.

Андрей СМИРНОВ

Новый этап жизни испанцев проявится во многих внешних деталях. Так, предстоит выпустить в обращение монету номиналом в 1 евро с профилем молодого короля; так же придётся изменить и почтовые марки; ежегодные премии принца Астурийского будут переименованы в честь супруги Фелипе – Летисии Ортис; видимо, изменят свои названия некоторые колледжи, университеты, больницы и улицы. Курьёзный момент: как теперь во дворце «Сарсуэла» станут относиться к популярной забаве – бою быков? Известно, что Хуан Карлос посещал важнейшие «корриды», а королева София, инфанта Кристина и супруга принца Летисия выступают против этого кровавого развлечения.
Не ясна и судьба работы над огромным полотном с изображением королевской семьи. Её начал ещё в 1994 году известный художник Антонио Лопес, который обещает завершить свой исполинский труд «со дня на день». Теперь, видимо, картина сгодится только для музея. Ну и вовсе любопытный момент, заставивший переживать миллионы болельщиков мадридского «Реала». Этот футбольный клуб, скорее всего, перестанет быть королевским: новый монарх страстно болеет за другую столичную команду – «Атлетико».

 

Кстати
Всего за год с небольшим Хуан Карлос I – третий по счёту европейский монарх, добровольно отказавшийся от престола. В апреле 2013 года королева Нидерландов Беатрикс покинула трон в пользу своего сына Виллема-Александра, а в июле того же года так поступил и король бельгийцев Альбер, уступивший корону своему сыну Филиппу.
Однако ветры перемен, сквозящие в королевских дворцах Европы, похоже, упорно обходят стороной британский трон. Елизавета II восседает на нём уже 62 года – чуть меньше, чем её прапрабабушка Виктория. В ожидании короны наследный принц Чарльз, увы, успел состариться, а его энергичная матушка не собирается следовать моде, возникшей среди её коллег на континенте. Более того, широко известно, что и пенсионер Чарльз вряд ли уступит свою очередь старшему сыну – принцу Уильяму в случае кончины 88-летней королевы. Показательно, что Букингемский дворец никак не отреагировал на сенсационную новость об отречении Хуана Карлоса I.
Слово «отречение» очень непопулярно у Виндзорской династии, после того как накануне Второй мировой войны король Эдуард VIII отказался от престола, дабы жениться на разведенной американской простолюдинке Уоллес Симпсон. И хотя в результате корону унаследовал отец Елизаветы II, она не может вспоминать без содрогания тот период британской истории. Слухи о возможном отречении, возникшие в год её 80-летия, были гневно опровергнуты Букингемским дворцом…
Зато до сих пор не ясна судьба ещё одного европейского монарха – кузена Елизаветы, короля Румынии (без трона) Михая I Гогенцоллерна. Его титул, от которого он отрёкся ещё в 1947 году, был восстановлен ему в 1997-м. Девяностотрёхлетний Михай полвека прожил в изгнании – в Британии и Швейцарии. Вместе с титулом и паспортом румынские власти вернули ему часть владений. Сегодня старец активно участвует в торжественных церемониях, пользуясь уважением многих румын и превосходя в популярности всех политических деятелей страны. Правда, большинство населения выступает против восстановления монархии.

№6(88), 2014

№6(88), 2014