Китайские коридоры


Китайские инвестиции в странах ЕС переформатируют некоторые практические аспекты экономической жизни. Вхождение капитала из Поднебесной в порт Афин – Пирей, произошедшее в апогее греческого финансового кризиса, когда из Греции бежали другие финансисты, оборачиваются сегодня стремительным развитием этой инфраструктуры за счет портов-конкурентов, создания новых транспортных артерий.

В начале мая из Пирея начала работать прямая железнодорожная линия, по которой китайские (да и не только) грузы направляются на рынки Восточной Европы, прежде всего, в Прагу. Составы, оборудованные для перевозки контейнеров, из Греции следуют в Македонию, Сербию, Хорватию – и далее достигают Чехии. Теперь для этого требуется всего 26 часов. Пока такой состав будет ходить только раз в неделю, но со временем он перейдет на ежедневный график.

Генеральным оператором этого проекта выступила китайская транспортная компания «Коско», которая уже вложила в него 600 миллионов евро. Начало этой работы отразилось на других портах в Адриатике, в Хорватии и на северо-востоке Италии – Триесте, Фьюме и Каподистириа. Хотя и там отмечен рост грузового оборота, он выглядит очень скромно, если сравнивать с приростом, отмеченном в Пирее, где он оказался самым высоким в Средиземном море. В 2013 году объем перевозки контейнеров составил там 3,16 миллиона teu (двадцатифутовый эквивалент, международная единица измерения вместимости грузовых контейнеров), что в три раза превосходит показатели трех упомянутых итальянских портов, вместе взятых.

Пирей уже стал главным пунктом, на который прибывают морские грузы, предназначенные для Центральной и Восточной Европы, несмотря на его отдаленность от этого региона. Теперь «Коско» планирует вложить еще 750 миллионов евро в модернизацию всей инфраструктурной системы, после чего грузооборот сможет там вырасти до 6,2 миллиона teu. В целом задача состоит в том, чтобы провозить по железной дороге из Греции вглубь Европы 700 тысяч тонн контейнерных грузов в год. Местные партнеры активно включились в работу для обеспечения успеха проекта и получения доли доходов от него. Так, сербские железные дороги смогли ускорить прохождение первого состава с китайскими контейнерами на 8 часов по сравнению со средними показателями для грузовых составов на этом участке пути!

Андрей СЕМИРЕНКО

№5(87), 2014