Главная > Дневник событий > Право > Как измерить демократию?

Как измерить демократию?

image_pdfimage_print

Будут ли применяться санкции против стран, нарушающих общеевропейское право

Не прекращающийся в странах Европейского Союза финансовый кризис позволил властям «двадцати восьми» сделать много неприятных открытий. Одно из самых серьезных: казавшиеся устоявшимися и незыблемыми ценности демократии, увы, вполне могут подвергнуться коррозии.

Только теперь стало очевидным, что старушка-Европа создала много инструментов для контроля и управления своим экономическим развитием, но ей нечем измерить качество демократии в той или иной стране. Это – явный намёк на дрейф некоторых членов ЕС в сторону авторитаризма. Спохватившись, Брюссель указывает теперь на Венгрию и Румынию как на красноречивый пример того, что даже избранные волеизъявлением большинства народа лидеры способны нарушать нормы правового государства. Особенно часто это проявляется в ущемлении независимости судебной власти. Упоминается и Франция, практиковавшая высылку тысяч цыган вопреки общеевропейским законам.

Европейская Комиссия решила разработать специальные методы для выявления «неподобающего поведения» той или иной страны с правовой точки зрения. По мнению исполнительного органа «двадцати восьми», настала пора установить некие ограничительные рамки для государств, наподобие тех, которые Брюссель может задействовать в случае нарушения законов Союза. Согласно среднесрочному плану, Еврокомиссия будет наделена полномочиями выступать с «ранним предупреждением» нарушителя общепринятых норм правового государства. Следующим шагом демарша станут соответствующие рекомендации властям этой страны, а в случае их несоблюдения Брюссель сможет прибегать к санкциям.

Проект новой нормы о подобном надзоре предстоит согласовать с Европейским Парламентом и государствами ЕС прежде, чем она превратится в закон. Что касается законодательного органа, то он неоднократно побуждал Еврокомиссию выступить с подобной инициативой, поэтому с одобрением депутатами проблемы не предвидится. Иначе обстоит дело с отдельными странами, ведь многие из них весьма скептически относятся к легитимности самой Комиссии как к назначаемому, а не избираемому органу. Во многих столицах с опасением относятся и к наделению Брюсселя дополнительной компетенцией. Тем не менее, как показывает один из последних опросов общественного мнения, 71% граждан Европейского Союза признают легитимность общеевропейских институтов в оценке ими функционирования юстиции ЕС.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№3(85), 2014

№3(85), 2014