Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Предсказуемые результаты

Предсказуемые результаты

image_pdfimage_print

Нет, все-таки что ни говори, а предсказуемость – большое достоинство политиков, возглавляющих страны Европейского Союза. Соберутся лидеры единой Европы, побеседуют друг с другом денёк-другой и примут решения, которых от них все ждали за неделю до этого, если не ещё раньше.

Так вышло и на этот раз. На то, что в хороших домах Европы называется «российской аннексией Крыма», Брюссель решил ответить Москве не очень строгими санкциями и дипломатической изоляцией России. Хотелось бы верить, что дело не дойдет хотя бы до такой клоунады, которая творилась внутри самого Союза, когда на австрийских выборах неожиданно – во всяком случае, для Брюсселя – хороший результат показала партия покойного Йорга Хайдера. Ну да, националисты в парламенте – это не комильфо. А вот бельгийский министр иностранных дел седобородый Луи Мишель, изображающий бойкот австрийской коллеги Бениты Ферреро-Вальднер – это бонтон. Точь-в-точь два перессорившихся третьеклассника. А потом они вместе прекрасно трудятся в составе Европейской Комиссии под руководством Баррозу. Не правда ли, верх политического изящества?

Однако вернемся к делам нынешним. Как и ожидалось, следовать дуболомным заокеанским образцам европейцы не стали. Но и совсем без санкций обойтись было невозможно: в Вашингтоне не поймут. Вот получился список из 33 «наказанных» российских и крымских политиков, у которых заморозили банковские счета и запретили въезд в страны ЕС.

К этому надо добавить первую ступень санкций – отказ от ведения переговоров по поводу облегчения визового режима между Союзом и Россией, давно превратившихся с европейской стороны в абсолютно непристойную торговлю, принимать участие в которой уныло до невозможности.

Ну, а экономические санкции, которые еще планируются – это третья ступень. Фрау канцлерин сообщила, что «мы хотим попросить Европейскую Комиссию рассмотреть вопрос о том, в каких областях могут быть приняты меры третьей ступени». В дипломатических кругах поговаривают, что это может быть эмбарго на поставки вооружений, ограничение деятельности российских банков в ЕС и запрет на поставки современного оборудования и технологий. И здесь все более чем предсказуемо.

Наверное, в Брюсселе и рады бы придумать что-нибудь новенькое, но ведь надо же как-то извернуться, чтобы и русским подгадить, и себя не обидеть.

Экономические санкции, по мнению Ангелы Меркель, могут последовать в том случае, если Россия будет брать под свой контроль другие территории на востоке и на юге Украины. Жозе Мануэл Дуран Баррозу поддерживает такой подход.

Но не все в Европе придерживаются того же мнения. Представители стран Восточной Европы и Великобритания требуют скорейшего введения экономических санкций, а, скажем, Кипр и Италия проявляют вполне объяснимую сдержанность. Или, если хотите, разумную дальновидность: если быстро расстрелять все патроны, то можно превратиться в пассивного наблюдателя за тем, как оппонент делает как раз то, чего вы опасались: все равно хуже уже не будет, правда? Это я как раз о юге и востоке Украины. Ну, вы поняли?

Поэтому же многие возражают и против нефтегазового бойкота России. «С запретом поставок оружия у Австрии нет никаких проблем, как раз напротив. А вот энергетический сектор – это та сфера, где пострадают обе стороны», – подчеркнул канцлер австрийского правительства Вернер Файман. Но европейские лидеры пообещали, что до наступления лета будет изучен вопрос о снижении энергетической зависимости от России – тоже та еще новость. Эту идею в Европе пережевывают уже много лет, пожелаем же им успеха.

К мерам дипломатической изоляции Европейский Союз относит отмену запланированной на 3 июня встречи ЕС-Россия. Эти мероприятия начались в стародавние времена, когда еще действовало «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» – замечательный документ, составленный по образцу тех, которые ЕС заключает с неспешно развивающимися странами Африки.

По совести сказать, в отсутствие серьезного документа, определяющего основы взаимодействия ЕС и РФ, встречи эти давно уже превратились в нудную формальность, вызывающую тихую ненависть у журналистов – о чем писать, когда нечего сказать? В 101-й раз привести цифры роста товарооборота и сообщить, что стороны сблизились на 3/8 дюйма в решении вопроса об облегчении визового режима, да рассказать о том, как неустанно работающие группы высокопоставленных экспертов составили «дорожную карту» по составлению «дорожной карты», в соответствии с которой можно будет расширить горизонты сотрудничества? Ужас как интересно!

А некоторые страны ЕС решили наказать Россию тем, что отменят двусторонние встречи в верхах с Россией. Что ж, вольному воля.

Ещё Ангела Меркель внятно дала понять, что «восьмерки» больше нет: она усохла до «семерки». Вы огорчены? Вот и я нет. Уверен, что всем российским чиновникам, которые тратили силы и время на подготовку этих помпезных демонстраций заботы о насущных нуждах человечества, найдется и другое применение. А что до принимавшихся на них судьбоносных решений, то попробуйте вспомнить повестку дня последней встречи. И уж о ее влиянии на процессы в мире и говорить не стоит.

А вот выражение Европейским Союзом готовности срочно направить на Украину миссии наблюдателей в составе нескольких сотен человек – это уже серьезно. Займутся эти соглядатаи тем, что будут искать попытки России дестабилизировать Украину. То бишь, станут собирать свидетельства того, что митинги протеста подогревает «агентура Москвы». А кто ищет, тот, как давно известно, всегда найдет. Особенно когда точно знает, что и где искать.

Особенно колоритно то, что в этих миссиях смогут принимать участие представители третьих стран, к примеру, Турции и Норвегии. Ах, ну да, ведь это же все будет происходить под эгидой ОБСЕ, еще одной замечательной международной организации, о которой вспоминают в основном тогда, когда надо кому-нибудь надавать демократических тумаков. Кому – догадайтесь сами. В ней работают почти три тысячи человек, и бюджет её составляет 145 миллионов евро, причем 9% суммы в него вносит Россия, поддерживая тем самым массу проектов, направленных против её интересов. Немудрено, что Россия резко возражает против посылки вышеупомянутых наблюдателей, не без оснований подозревая их в том, что они отправляются в путь с заранее заготовленными выводами.

От создания контактной группы, в которую также вошли бы представители Украины и России, Москва опять-таки отказывается, не желая иметь дело с представителями «майданного» правительства, которое она не считает легитимным. Зато Ангела Меркель выразила ему свое доверие. Еще бы, ведь сам Арсений Яценюк заверил её, что представляет интересы жителей юга и востока Украины. Разве можно не доверять словам человека, которого поддерживает майдан? К тому же он искренне предан идеалам демократии и бескомпромиссно осудил избиение депутатами Рады руководителя украинского телевидения за то, что тот пустил в местный эфир выступление Путина в Думе. О «революционных эксцессах» вроде деятельности самозваных люстрационных комиссий или открытом бандитизме «Правого сектора» в западных областях Украины им поговорить было недосуг.

Объемы финансовой помощи Украине со стороны ЕС тоже не превзошли известных ожиданий – миллиард долларов деньгами, да на 500 миллионов в год снижения ввозных пошлин. Бывалые игроки в преферанс в таких случаях присовокупляют: и фунт прованского масла. Международный валютный фонд тоже обещает подбросить денег, но в суммах отнюдь не поражающих воображение. За это Украине придется проводить реформы, от которых мало никому не покажется. Зато сторонники «европского шляху» могут праздновать победу: политическая часть соглашения с ЕС подписана, и это позволит им объяснить необходимость проведения реформ, обещающих быть весьма болезненными. Торговая часть соглашения будет подписана позже, хотя пока не понятно когда.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон по завершении двухдневного саммита ЕС заявил, что главы стран ЕС намерены заблокировать вступление России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международное энергетическое агентство (МЭА). Вообще-то ОЭСР еще 13 марта сообщила о приостановке процесса принятия России в свой состав, и решение это было объявлено на заседании управляющего совета. Так что даже тут у европейских лидеров сюрприза не получилось…

Андрей ГОРЮХИН

№3(85), 2014

№3(85), 2014