Ирландия споткнулась на финише года


Восторженное предвкушение блистательного выхода из кризиса «кельтского тигра», зализавшего, как все в ЕС полагали, свои раны, оказалось преждевременным. В заключительном квартале 2013-го Ирландия вдруг забуксовала и не сумела продемонстрировать, как уверенно прогнозировали, пусть и скромный, но все же рост в 0,3% по итогам года (см. «Ирландия простилась с «мусорным» рейтингом», №1(83), 2014).

На самом деле, согласно данным Центрального статистического бюро, ирландский ВВП в четвертом квартале усох на 2,3% за счет падения потребления и роста импорта. Одним из существенных факторов регресса стала утрата прав интеллектуальной собственности на ряд фармацевтических продуктов, что предопределило снижение продаж и выручки.

Тем не менее, Европейская Комиссия настроена оптимистично. Ее аналитики убеждены, что в текущем и следующем годах ирландский ВВП продемонстрирует рост, соответственно, на 1,7% и 2,2%. Добрым знаком стало снижение уровня безработицы — ниже среднего уровня по ЕС (11,9%).

Однако самым главным фактором роста может стать только рост экономики, чтобы сократить астрономический долг, который в 2013 году все еще составлял 124% ВВП. Позитивно, что Дублин принял решение не запрашивать дополнительный кредит после того, как иссякнут суммарные «подъемные» в размере, напомним, 85 миллиардов евро, которые, собственно, и вытянули за уши эту страну.

Не исключено, что при выделении столь щедрых «откупных» сыграло свою роль важное отличие Ирландии от Греции и Португалии. «Зеленый остров» – это своего рода «аэродром подскока» для американских компаний, использующих его и как источник интеллектуальных услуг в режиме аутсорсинга, и как сборочный цех, и как промежуточную структуру при проведении финансовых операций в странах Евросоюза.

В любом случае, даже это привилегированное положение Ирландии не смогло гарантировать устойчивого восстановления после кризиса. Сбой на финише года отдаляет момент, когда страна сможет безопасно и на приемлемых условиях снова начать занимать деньги на рынке суверенных долговых обязательств. До этого момента придется рассчитывать только на внутренние ресурсы, кои весьма оскудели за кризисные турбулентные годы.

Вадим ВИХРОВ

№3(85), 2014