Греция: дополнительное финансирование все же понадобится?


Греческое правительство заверяет своих европейских партнеров-кредиторов: в 2014 году ей не понадобится дополнительное внешнее финансирование (речь шла о 10-15 миллиардах евро), теперь она будет справляться с трудностями сама. Серию таких заявлений сделали руководители этой страны, выбрав для этого газеты своего главного критика – Германии.

Премьер-министр Антонис Самарас сказал газете «Бильд», которая традиционно отражала недовольство германских бюргеров греками: «Мы добиваемся наших целей при нынешних масштабах помощи, этого достаточно». Вместе с тем он напомнил, что с ЕС была достигнута договоренность, согласно которой, в случае успешной работы Афин, если они добьются первичного перевеса бюджетных доходов над расходами (т.е. до выплат по долговым обязательствам), то Брюссель пойдет навстречу и облегчит долговое бремя. «Например, это может принять форму рассрочки по обслуживанию долга и более низких ставок», – уточнил глава правительства, по словам которого поставленные бюджетные задачи оно начало решать уже в 2013 году.

Эту же мысль высказал греческий министр финансов Яннис Стурнарас. «У нас достаточно денег», – сказал он газете «Франкфуртер альгемайне». По его оценке, первичный профицит греческого бюджета уже составил 1 миллиард евро.

Греция стала первой страной еврозоны, к которой была применена программа внешней финансовой помощи. Тройка кредиторов (ЕС, Европейский центральный банк и МВФ) в обмен на выполнение ряда требований и реформ выделили Греции деньги в рамках двух программ. Общая сумма кредитов составила 240 миллиардов евро.

Афинские власти не случайно начали обрабатывать своих европейских кредиторов именно сейчас: имеются и финансовые, и политические соображения. Как и повсюду в ЕС, в мае в стране пройдут не только выборы в Европейский Парламент. С этим голосованием совмещены выборы в местные органы власти. Правительство пугает Брюссель и Берлин, что на них могут победить радикальные антиевропейские силы, играющие на растущем недовольстве греков своим нынешним положением и катастрофическими социальными последствиями мер жесткой экономии, навязанных «тройкой» внешних кредиторов. С помощью нынешнего маневра правительство А.Самараса рассчитывает на небольшое смягчение условий обслуживания долга, темпа реформирования страны и сохранения своих позиций у руля Греции. Это можно было бы представить избирателям как свой успех. Поэтому греческие лидеры не ограничиваются переговорами с кредиторами, а через прессу апеллируют к населению главного заимодавца.

Но пока партнеры не торопятся идти навстречу загнанному в угол А.Самарасу, по крайней мере, публично. Германский министр финансов Вольфганг Шойбле в интервью телекомпании АРД отрезал: пересмотр условий обслуживания кредитов греками можно будет рассматривать не раньше середины 2014 года. По его мнению, дополнительную помощь Греции, в случае необходимости, предоставят, однако сама Греция «еще не выполнила всего того, что «тройка» считала необходимым».

Со своей стороны, глава статистического ведомства ЕС – «Евростата» – Вальтер Радермахер был категоричен. «Еще нет достоверных данных о дефиците и уровне госдолга Греции за 2013 год», – сказал он газете «Зюддойче цайтунг». Только в марте поступят окончательные статистические данные за 4-й квартал 2013 года, поэтому до этого времени объявление любых данных «является чистой спекуляцией».

Андрей СЕМИРЕНКО

Ряд опросов населения, проведенных в начале 2014 года, и доклад неправительственной организации «Врачи мира» нарисовали тревожную картину социальной реальности греческого общества после 6 лет спада и реформ под давлением «тройки» международных кредиторов.
Вот несколько цифр. Без комментариев.
Среди пожилого населения Греции 65% признаются, что иногда голодают. При этом 62% не имеют денег для приобретения еды в достаточном количестве, 32% приходится сократить расходы на продовольствие.
Около 14% коренных жителей Греции утверждают, что вынуждены хотя бы раз в день обращаться к помощи бесплатных столовых для бедняков, чтобы поесть.
Почти 28% населения не имеют доступа к медицинскому обслуживанию. Детская смертность выросла на 21%. Число самоубийств увеличилось на 40%.

№2(84), 2014