Словения хочет быстро избавиться от государственных банков


Самое худшее для Словении, похоже, позади. Это признал даже сверхстрогий классный руководитель еврозоны – германский министр финансов Вольфганг Шойбле, сказавший, что Любляна больше не входит в число кандидатов на то, чтобы стать объектом общеевропейской помощи. Проценты по займам с десятилетним сроком погашения явственно пошли вниз и, по мнению некоторых экспертов, ситуация может стабилизироваться буквально в ближайшем году.

На американском рынке капитала Словения успешно разместила свои государственные обязательства на сумму в 3,5 миллиарда долларов. Процент был вполне гуманный – от 4,275 до 5,58. Дефицит бюджета сейчас в стране лежит ниже 3%.

Теперь правительство Любляны принимается за решение следующей задачи – за приватизацию 13 государственных предприятий. Среди них – «Нова люблянска банка» (НЛБ) и «Нова кредитна банка Марибор» (НКБМ), давно погрязшие в долгах. После их рекапитализации рейтинговое агентство «Муди’з» несколько подняло их рейтинги, но они все равно остаются «мусорными». Премьер-министр Словении Аленка Братушек последние несколько месяцев путешествовала по миру в поисках инвесторов, посетив Москву, Париж, Милан, Дюссельдорф… Приватизация, по её мнению, может быть завершена до конца этого года.

Но вот с этим многие эксперты не соглашаются. НКБМ можно продать довольно быстро, но только дешево. А НЛБ, где ситуация уже не выглядит полностью безнадежной, но все равно остаётся скверной, продать удастся не раньше, чем через два-три года и на большую выручку рассчитывать тоже не стоит. Дело еще и в том, что в этом банке словенское государство хочет сохранить долю в 25%. Да и от скверной репутации банка, в котором промышленники и политики действовали по принципу «рука руку моет», ему будет непросто избавиться. Пока в НЛБ вовсю идут увольнения: 141 человек уже отправлен за дверь, и это лишь начало. Всего намечено проститься с 700 сотрудниками.

Гнилые кредиты, выданные НЛБ, были переведены в «плохой банк» DUTB. Теперь за его работой смотрят во все глаза, поскольку не хотят допустить, чтобы он попал под влияние «групп заинтересованных лиц» и некоторых политиков, как подчеркнул глава словенского антикоррупционного ведомства Горан Клеменчич. Правда, следить чтобы этого не случилось, будет уже не он: в марте ему предстоит сложить с себя указанные обязанности. В качестве причины он назвал свое разочарование недостаточным стремлением политиков и деловых кругов к проведению насущно необходимых реформ.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№2(84), 2014