Греция: председатель-изгой


Начавшееся полугодие в Европейском Союзе совершенно особенное. Оно отмечено двумя обстоятельствами, сочетание которых раньше никогда не встречалось.

С одной стороны, в предстоящие 6 месяцев завершаются полномочия нынешнего состава Европейской Комиссии и Европейского Парламента. Это значит, что придется завершить несколько крупных дел, чтобы не оставлять их на потом, но при этом понимая: нынешний исполнительный и законодательный органы власти ЕС не будут способны на смелые решения и ходы. Им бы спокойно досидеть оставшийся срок с минимумом проблем.

С другой стороны, координацией работы в качестве страны-председателя будет заниматься Греция, черед которой выполнять эту функцию пришелся как раз на этот период. Сама эта балканская страна все еще пребывает под капельницей международной финансовой помощи, в значительной степени лишена самостоятельности в бюджетных и иных вопросах из-за ограничений, которые наложили на нее доноры – ЕС, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд. Так что ей придется проявить чудеса изобретательности и дипломатии, чтобы провести корабль «двадцати восьми» через бурные воды.

Предшественниками греков на посту председателя ЕС были в 2013 году Ирландия (первое полугодие) и Литва (второе полугодие). Первая тогда еще тоже существовала в условиях внешней финансовой помощи, но уже была на пути оздоровления. Условия для Дублина были гораздо более мягкими, чем для Греции и других провинившихся, поэтому выход из финансовой петли был проще.

Ирландцы провели свое председательство тихо и ничем особым не запомнились. Зато литовцы максимально политизировали свое полугодие у руля ЕС. Центральным актом их 6 месяцев планировался прорыв в области программы Восточного партнерства – создания ассоциации ЕС с рядом граничащих с этим объединением стран. К этому моменту были готовы для подписания документы об ассоциации с тремя постсоветскими республиками – Грузией, Молдавией и Украиной. Однако в последний момент Киев сошел с крючка, отложив на более поздние времена перевод национальной экономики на технические и иные стандарты Союза, равно как и снятие тарифных и иных барьеров в торгово-экономических отношениях с ним (см. «Евросоюз и Украина: вне зоны доступа», №12(82), 2013).

Пока не удалось Литве добиться своего и в другой тяжбе, которую она затеяла с российским «Газпромом». Стремясь административными методами сбить цены на поставляемый из России природный газ, Вильнюс стал застрельщиком антимонопольного расследования, которое Брюссель ведет против этой компании. Судя по всему, Европейская Комиссия и «Газпром» идут на мировую, стараясь полюбовно уладить спор, что, как ожидается, будет сделано до истечения срока полномочий нынешнего состава исполнительного органа ЕС.

С литовским председательством по времени совпала активная работа по формированию банковского союза в рамках ЕС, точнее, зоны евро. Вильнюс не входит в зону евро, да и не обладает достаточным политическим весом, чтобы существенно влиять на действия в этом направлении, поэтому первые кирпичи в это здание заложили, по сути, без него. Зато теперь Афинам придется взять на себя большую долю работы на завершающем этапе, который может прийтись как раз на их полугодие. Греции это касается напрямую – она и в еврозону входит, и банковский сектор ее может нуждаться в централизованной помощи, которую установит будущий банковский союз.

Здесь грекам в качестве председателя ЕС, призванного координировать работу и искать компромиссные решения, отводится сложная роль. Брюссель сделал ставку на банковский союз и не может допустить провала, не потеряв лицо. Однако уже сейчас между Комиссией и набирающим вес Европарламентом наблюдаются трения. Законодатели не согласны с предложенной схемой вывода из кризиса попавших в него банков. К апрелю, когда они соберутся в Страсбурге на последнюю сессию перед выборами 20-25 мая, должен быть согласован текст, который устроил бы все стороны. В Брюсселе банковский союз считают самым крупным проектом после введения евро и к июню обещано закрыть эту тему, чтобы Европейский центральный банк мог начать надзор за финансовыми учреждениями еврозоны.

Помимо этой крупной проблемы, на плечи Афин свалилась необходимость разобраться с некоторыми нерешенными вопросами более мелкого масштаба – принятием антитабачной директивы (будут ли обязаны производители табака печатать на упаковках пугающие фотографии, демонстрирующие последствия курения), обсуждением информации о незаконной слежке за гражданами со стороны американских спецслужб (с возможным допросом Сноудена), закрытием ряда крупных антимонопольных расследований – кроме упоминавшегося «Газпрома», есть и другие громкие дела, например, против компании «Гугл».

Из ожидаемых заметных изменений в жизни ЕС на период греческого председательства приходятся также вступление Латвии в зону евро с 1 января 2014 года, снятие ограничения на устройство на работу граждан Болгарии и Румынии в 7 странах ЕС, где они до сих пор не обладают всей полнотой прав. Среди таких стран – Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды и Австрия. Особую активность против болгарских и румынских работников проявил Лондон, развернувший на эту тему крупную политическую и пропагандистскую кампанию.

Правительство Греции приступило к председательству в условиях не только финансово-экономической слабости, но и политической неуверенности. Оно обладает в парламенте большинством всего в 2 мандата, имея 152 голоса из 300. При этом многие поддерживающие кабинет депутаты проявляют все меньше покорности и дисциплины, часто не соглашаясь с курсом правительства. Так, 41 парламентарий от «Новой демократии», крупнейшей партии правительственной коалиции, выступили против его решения не снижать налог на отопительные нефтепродукты, из-за которого огромное количество греческих семей (называют цифру в 4/5 квартир!) вынуждены отказаться от отопления домов в зимний период или существенно его ограничить. Конечно, зима в Греции не такая холодная, как в северных странах, но тепло в доме в эти месяцы должно быть и там…

Шаткость политических позиций кабинета отражается и на росте популярности крайне левых и крайне правых сил, а также на ожидании возможных досрочных парламентских выборов. Правда, премьер-министр Антонис Самарас уверяет, что отработает положенный срок и голосование состоится в 2016 году. Опросы населения показывают, что результаты выборов превратят левую оппозиционную партию СИРИЗА в крупнейшую силу Греции, а правые экстремисты из «Хриси авги» («Золотая заря») станут третьими. Из институционных партий нынешняя правящая «Новая демократия» займет вторую строку, но ее потенциальные партнеры по коалиции могут вовсе выйти из игры. Так, социалисты из ПАСОК, долгие годы правившие страной, вообще могут не преодолеть 5-процентный барьер.

В таких условиях греческое председательство обещает быть вдвойне сложным – как с точки зрения европейской повестки дня и завершения срока полномочий руководящих органов власти ЕС, так и с точки зрения собственной политической слабости. Афины подготовились провести эту работу с минимальными финансовыми затратами. Бюджет председательства составит лишь 50 миллионов евро, все запланированные 140 встреч министров и других высокопоставленных представителей ЕС и стран-участниц пройдут в одном и том же помещении в Афинах, а вся работа будет поручена 130 сотрудникам греческого МИДа – никаких дополнительных людей. Даже традиционные подарки участникам мероприятий, как объявлено, будут сведены к блокнотам и шариковым ручкам: не до излишеств!

Затем Греция передаст бразды правления в Союзе еще одной стране с аналогичными проблемами – Италии. Ей придется править судном «двадцати восьми» в период формирования нового Европейского Парламента и Европейской Комиссии. По сути, Рим будет координировать моделирование тех структур, которые станут играть главную роль в Союзе в предстоящие 5 лет.

Пока не ясно, кто именно займет ключевые посты в Брюсселе. Впервые партийные группы в Европарламенте будут выдвигать своих кандидатов на пост председателя Комиссии, а также председателя Совета ЕС и главы европейской дипломатии. Про претендентов на две последние должности слухов, которые можно было бы считать достоверными, нет. На пост возможных кандидатов на пост председателя ЕК от правоцентристов называют бывшего премьер-министра Люксембурга Жан–Клода Юнкера (он отнекивается), а также двух французов – главу МВФ Кристину Лагард и нынешнего члена ЕК Мишеля Барнье. Социалисты, как ожидается, выдвинут нынешнего председателя Европарламента немца Мартина Шульца, а либералы, третья по численности группировка в страсбургской ассамблее, – бывшего премьер-министра Бельгии Ги Верхофстадта или нынешнего члена ЕК Олли Рена из Финляндии.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

•  Экономика Греции находится в состоянии спада уже 6 лет. В 2010 и 2012 году она получила внешнюю помощь в размере 240 миллиардов евро, большая часть которых была направлена на рекапитализацию банков и оплату внешнего долга, который достигает 157% ВВП. Всего за 21 квартал сокращение ВВП составило 25%.
•  Правительство ожидает возобновления экономического роста в 2014 году в размере 0,6-1,5%. Однако тройка внешних кредиторов (ЕС, ЕЦБ и МВФ) сомневаются в таком оптимистичном прогнозе.
•  В 2008 году безработица составляла 7,5% самодеятельного населения Греции. В сентябре 2013 года она охватывала уже 27,4% (52% среди молодежи младше 24 лет).
•  В 2012 году 34,6% населения Греции находилась в условиях социальной нищеты, что на 10 процентных пунктов больше, чем в среднем в ЕС. В 2008 году этот показатель составлял в Греции 28,1%. В стране насчитывается 350 тысяч домохозяйств, которым отключили электроснабжение за неуплату счетов. Около 30% населения лишены возможности пользоваться медицинскими услугами, в том числе, из-за неуплаты медицинских страховок.

№1(83), 2014