Главная > Открываем старый свет > Век учись > А вы говорите феминизация!

А вы говорите феминизация!

image_pdfimage_print

Немыслимо даже подсчитать, сколько гневных инвектив было обращено против «феминизации» школьного образования и страшного ущерба, который она, якобы, наносит воспитанию и обучению мальчиков, лишая их качеств, которые может воспитать только мужчина. А так ли это на самом деле?

Томас Риске из Потсдамского университета, психолог и специалист по проблемам воспитания, посвятил этой теме специальное исследование. И каковы же его результаты?

Разумеется, было бы нелепо отрицать очевидное: сейчас германские юноши приходят к концу школы с заметно худшими результатами, чем их сверстницы. Соответственно им труднее найти работу, и лишаются своего места они тоже заметно чаще, чем их сверстницы.

Реакция германских чиновников на это оказалась точно такой же, как и у любых других бюрократов мира: в министерстве по делам семьи создали специальное подразделение, носящее гордое название «отдел политики равноправия юношей и мужчин». Как говорится, дожили казаки…

Так вот Томас Риске считает, на зарплатах сотрудников этого отдела легко можно было бы сэкономить. Для него ответ на вопрос о том, являются ли неудачи в обучении юношей следствием феминизации школы, есть только один. И ответ этот сугубо отрицательный.

По его мнению, принципиальная ошибка наличествует уже в самой постановке вопроса о некоем ущемлении мальчиков и юношей по признаку пола. Образовательные успехи несравненно больше зависят от социального положения семьи, из которой происходит ученик, и от того, есть ли у него германское гражданство, уверен ученый. Есть и еще целый ряд важных факторов, таких как состояние здоровья, наличие хронических заболеваний или инвалидности, да, наконец, и личностные характеристики, не определяемые одной только принадлежностью к тому или иному полу.

Говоря о «феминизации» школы и её вредном влиянии на образование мальчиков, чаще всего имеют в виду довольно примитивную картину: злые тетки-училки ставят мальчикам плохие оценки просто за то, что они мальчики и больше ни за что. Так вот исследование, которое Т.Риске проводил в трех странах – Германии, Австрии и Великобритании – показало: мальчики лучше успевают именно там, где их учат женщины. Кстати, обследования, проводимые в рамках программы ПИЗА (Программа оценки образовательных достижений. – Прим. ред.) подтверждают, что в начальной школе девочки и мальчики успевают примерно одинаково. А ведь именно в «началке» преподают почти исключительно женщины!

А чем выше поднимаешься по образовательной лестнице, тем больше становится там мужчин. В гимназиях, к примеру, они составляют почти половину преподавательского состава, а в высших учебных заведениях – и вовсе 80%. А уж среди авторов учебников и другой педагогической литературы в Германии практически одни мужчины.

Так что, пожалуй, куда продуктивнее было бы юношам поискать причины более скромных успехов в самих себе, а не утешаться сомнительными теориями. «Мальчики терпят неудачу не из-за того, что у них нет мужских образцов для подражания, а из-за того, что не могут развить в себе качества, необходимые для успешной учебы», – считает Т.Риске.

Андрей ГОРЮХИН

№5(55), 2011

№5(55), 2011