Эта трудная профессия – учитель…


В учителя должны идти лучшие из лучших – таков девиз австрийского министерства образования. Что же, как говорится, мечтать не вредно. Но давайте взглянем на эту проблему глазами не чиновника, а человека, который каждый день встает перед классом у учительского стола и проводит уроки. Что думают о своей профессии австрийские учителя, чем она их привлекает, и на что они жалуются?

Ответ на первую часть вопроса короток и всем известен: длинные каникулы и возможность присутствовать на работе только в первой половине дня. На этом достоинства учительской профессии заканчиваются, да и их-то уже недостаточно, чтобы на это место особенно стремились нынешние молодые люди. Имидж профессии учителя в сегодняшней Австрии крайне невысок, о том уважении, которым «герр лерер» был окружен в прежние годы, нынче можно только мечтать.

А на что еще жалуются представители учительского корпуса альпийской республики? С этого места давайте по пунктам.

Непривлекательная зарплата начинающего учителя

Стартовая сумма лежит в пределах 1700-1900 евро брутто, что заметно ниже среднестатистических цифр. Да, в конце карьеры суммы значительно вырастут, но для этого предстоит оттрубить 34 года! Кстати, в Германии ситуация иная: в первый же год работы учитель получит там от 2700 до 3100 евро, в зависимости от того, в школе какого типа он работает. В Финляндии, школьники которой регулярно берут первые места в различных PISA-состязаниях, денег начинающий учитель получит вроде бы и не больше, но зато ему дадут класс с меньшим числом учеников. Да и авторитет учителя в этой стране по-прежнему недосягаемо высок.

Плохой имидж – низкая самооценка

Этот фактор крайне угнетает многих австрийских педагогов. Беспрецедентное падение уважения подтверждает и регулярно сопоставляемый рейтинг профессий. Эта ситуация порождает и заниженную самооценку многих педагогов. И хотя конкурс в австрийских педагогических вузах понемногу растет, это не говорит о том, что все они в итоге придут в классы, поскольку все меньше тех молодых, которые готовы связать с преподаванием в школе свою жизнь.

Система образования оставляет мало простора для творчества

Уроки, строго отмеренные по 50-минутным интервалам, учебные планы, неукоснительно разделенные по предметам, и масса бюрократических обязанностей – все это оставляет не особенно много простора для того, чтобы реализовать с детьми какой-либо проект или поехать на интересную экскурсию. Для преодоления административных препон надо затратить невероятные усилия, а если нет поддержки администрации, то любая затея гарантированно обречена на провал. Представление о том, что учителя никак не стремятся повысить свою квалификацию, совершенно ложно: многие сделали бы это с радостью. Но они или лишены такого права, или должны заплатить за это сами.

Низкие перспективы карьерного роста

Жесткая иерархическая система подчинения в школах делает перспективы продвижения по службе весьма призрачными. Кто не хочет сменить учительскую карьеру на административную, тому даже в перспективе не останется ничего, кроме его собственного места. Должностей промежуточных между учителем и директором крайне мало. Значит, и оклад будет повышаться только в зависимости от выслуги лет. Возможности профессиональной переориентации почти отсутствуют.

Назойливые и агрессивные родители

Конечно, истории, подобные той, когда разгневанный отец залепил учительнице пощечину, как это не так давно случилось в Зальцбурге, – исключение из правила. Но в целом взаимоотношения между учителями и родителями претерпели сильные изменения. Если раньше при возникновении проблем в школе ученику, прежде всего, всыпали дома, то теперь родители почти автоматически встают на его сторону, выступая против учителя. В то же время они всё больше перекладывают все заботы о воспитании своих чад на плечи школы и, в частности, преподавателей. Учителя, особенно в городах, сильно жалуются на то, что родители жестко давят на них, добиваясь выставления как можно лучших отметок, позволяющих претендовать на получение высшего образования.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№12(50), 2010