Главная > Открываем старый свет > Век учись > Равнение на Кембридж!

Равнение на Кембридж!

image_pdfimage_print

Британский университет назван лучшим в мире

Осень – время публикации рейтингов многочисленных университетов, действующих в разных странах мира. Нынешнее «очей очарованье» не стало исключением. Как и номинация «лучший в мире»: это почетное звание в одном из самых престижных международных рейтингов вновь завоевал британский Кембридж, как лучший из 200 номинантов.

За этим знаменитым вузом идут американские Гарвардский и Йельский университеты. Вообще, британцы и американцы сильно потеснили все прочие храмы науки. Достаточно сказать, что другие европейские не вошли даже в первую полусотню (!), а МГУ, единственный российский университет, допущенный к этому «конкурсу», удостоен не слишком почетного 93-го места.

Чем объяснить столь мощное засилье англо-саксонских вузов в престижном списке?

Наряду с их несомненными заслугами в области высшего образования и науки, дело еще и в популярности языка Шекспира в современном мире, считают аналитики. Ведь наиболее часто сегодня цитируются научные работы, опубликованные именно на английском…

Но заслуг и достижений, подчеркнем, у вузов Великобритании и США немало. Они стремятся идти в ногу со временем, отвечая на сложные вызовы быстро изменяющегося мира.

В Британии высшее образование превратилось в растущую отрасль экономики, которая приносит немалый доход: более 24,5 миллиардов фунтов стерлингов в год. В этой стране неуклонно увеличивается число университетских студентов, в немалой степени – за счет иностранных, в том числе российских. Контингент пополняется и отпрысками богатых семей из Индии и Китая. Во всем мире число студентов, получающих образование за рубежом, а не в родных пенатах, за последние три десятилетия утроилось.

В период нынешнего финансово-экономического кризиса британские университеты растут в основном за счет студентов, приезжающих на учебу из-за пределов Европейского Союза. Объясняется это просто: если правительство Великобритании отказывает тому или иному вузу в расширении, поскольку это требует немалых государственных субсидий, то единственным способом роста становится привлечение на платные места учащихся из стран, которые не входят ЕС. К тому же молодежь из развивающихся государств в большинстве своем учится гораздо старательнее, она более целеустремленна, и это вызывает здоровую конкуренцию. Для привлечения иностранных студентов некоторые университеты Франции и других стран Союза ввели у себя преподавание на английском языке. Самые талантливые иностранные выпускники нередко начинают научную карьеру по месту учебы. А кое-кто в дальнейшем даже приносит славу местной науке, удостоившись Нобелевской или других престижных премий. Как это произошло в нынешнем году с двумя физиками – выходцами из России…

Бизнес в области высшего образования стал в последние годы таким привлекательным, что многие ведущие университеты Европы открывают свои филиалы за рубежом, прежде всего, в бурно растущей Азии. Меняется и соответствующий рынок: он становится более глобальным и интернациональным, но конкуренция на нем лишь обостряется. В этих условиях на первый план у ведущих университетов выдвигается задача сохранения и дальнейшего улучшения качества образования.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№10(48), 2010