ЕС-Китай: соглашения подписаны


Но юань останется слабым

Очередная, двенадцатая по счету, встреча лидеров Европейского Союза и Китая проходила под знаком озабоченности Запада искусственно заниженным, по мнению Вашингтона и Брюсселя, обменным курсом юаня по отношению к американскому доллару и евро.

В итоге саммита в КНР были подписаны пять документов о китайско-европейском сотрудничестве. Они предусматривают взаимодействие сторон в области развития технологий, реализации проектов по экологически более чистому использованию каменного угля в качестве топлива, повышение уровня эффективности китайской энергетики и улучшение строительства, расширение торговли и китайских инвестиций, а также сотрудничество в сфере охраны окружающей среды Китая.

Однако проблему завышенного курса китайской национальной валюты Брюсселю решить не удалось (напомним: на долю объединенной Европы приходится 20% всего объема китайского экспорта). Тщетно управляющий Европейским центральным банком Жан-Клод Трише и высокопоставленные чиновники Еврокомиссии, призывая Пекин постепенно ревальвировать юань, подчеркивали, что «эта мера пойдет на пользу и экономике Китая, и его торгово-экономическим отношениям с ЕС, и многосторонним отношениям». В ответ премьер-министр КНР Вэнь Цзябао сказал, что «несправедливо требовать» от его страны повышения курса юаня. По его словам, «в разгар этого почти беспрецедентного международного финансового кризиса, сохранение обменного курса юаня благоприятствует экономическому развитию Китая и возобновлению роста мировой экономики. Сейчас некоторые страны, с одной стороны, хотят повышения курса юаня, а с другой – прибегают к наглым протекционистским мерам против Китая». Он, вероятно, имел в виду недавнее повышение пошлин американской администрацией на импорт ряда китайских товаров.

Зато озабоченность европейцев возможным формированием двухполярного мира – США и КНР – была развеяна китайской стороной. Как с нескрываемым удовлетворением заявил накануне саммита глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, «мы с нашими китайскими друзьями придерживаемся мнения, что в нынешнем многополярном мире нет места некой Группе двух».

Александр СОКОЛОВ