Евро – на единый стандарт


В зоне евро, объединяющей 12 из 25 стран ЕС, объявлено первое за ее историю расширение. Оно пока очень скромное – с 1 января 2007 года в клуб стран с единой валютой разрешено войти только Словении.

Главы государств и правительства «двадцати пяти» на встрече в Брюсселе утвердили рекомендацию Европейской Комиссии принять эту бывшую югославскую республику в зону евро. Они отметили, что это стало важным шагом на пути экономической и валютной интеграции Союза.

Если со Словенией все ясно, то другие претенденты на скорый переход на евро оказались вынужденными подождать.

Одной из последних добровольно вышла из гонки Латвия, которая очевидно не вписывалась в один из четырех критериев, предъявляемых участникам еврозоны – темпы инфляции в годовом исчислении не должны превышать 2,6%. У Латвии этот показатель был существенно выше – по итогам текущего года ожидается инфляция в размере  6,1%.

Самым сложным моментом оказалась судьба Литвы, которая до последнего надеялась успеть на европоезд, хотя не полностью проходила по показателю темпов инфляции. Надежды Вильнюса были понятны: на момент принятия решения этот показатель составлял 2,7%, превышая предел на пустяк – 0,1 процентных пункта. Правда, эксперты ожидали к концу года латвийскую инфляцию в 3,5%, а по итогам 2007 года – в 3,3%.

Трудно сказать, сыграли ли именно эти ожидания решающую роль в том, что Литве в переходе на евро было отказано. С формальной точки зрения, все правильно: сказано 2,6%, значит, так и должно быть. Член Европейской Комиссии Хоакин Альмуниа, ответственный за валютно-финансовую политику, высказал мнение, что Литва может реально рассчитывать перейти на единую валюту в 2009 году.

Однако эта история многим, в том числе критикам евро и тем, кто готов возложить на единую валюту возникшие после ее введения финансовые проблемы рядовых граждан, дороговизну, дала повод рассуждать о двойных стандартах в еврозоне.

За последние годы вокруг критериев перехода на евро было несколько скандалов. Греция была уличена в том, что перед переходом на евро были искусственно подогнаны некоторые финансовые показатели, чтобы соответствовать критериям. Сходные подозрения существовали относительно Италии. В последние годы несколько ведущих стран еврозоны, в том числе Германия, Франция и Италия, превысили 3-процентный лимит допустимого дефицита госбюджета, но это осталось без последствий.

Андрей СЕМИРЕНКО

Венгрия: жесткая экономия во имя евро
Венгрия всегда была в числе образцовых учениц Европейского Союза, однако она оказалась за бортом первой волны расширения зоны евро. Эту страну подвели слишком большие размеры дефицита государственного бюджета. Вместо положенных для стран-кандидатов 3% ВВП, в Венгрии оказалось целых 8%.
Новое старое социал-либеральное правительство страны во главе с Ференцем Дюрчанем, сохранившее большинство по итогам парламентских выборов 24 апреля, выдвигает в качестве одного из своих приоритетов создание условий для перехода на евро.
В качестве срока достижения необходимого уровня бюджетного дефицита называется 2008 год. Представляя правительственную программу, премьер-министр изложил программу радикальной бюджетной экономии. Всего в течение трех лет планируется сэкономить 5,4 миллиарда бюджетных евро, в том числе в текущем году – 1,4 миллиарда евро. «Я полагаю, что идеальной датой перехода на евро станет период между серединой 2010 года и концом 2011 года», – сказал Ф.  Дюрчань.
Бюджетная экономия планируется, в том числе, за счет решительного сокращения персонала министерств (на 23%), продажи государственной недвижимости в центре Будапешта, увеличения некоторых налогов. Так, НДС возрастет с 15% до 20% на многие товары первой необходимости, а также на спиртное и табак, газ и электроэнергию, предприятиям с сентября придется выплачивать «налог солидарности», а частным лицам с высокими доходами (от 24 тысяч евро в год) предстоит больше платить в казну.
Деловые круги страны несколько разочарованы таким поворотом: они ожидали больше мер по сокращению государственных расходов, в том числе за счет реформы здравоохранения и образования, а не по увеличению доходной части бюджета.

№2, 2006