Минареты по соседству с соборными шпилями


Страны ЕС приноравливаются к исламизации общества

Швейцария, формально одна из самых демократических стран Европы, где мирно сосуществуют на фоне альпийских лугов и бурёнок три ведущих этноса и где говорят на четырех государственных языках, возвела «берлинскую стену» на пути того, что инициаторы недавнего референдума назвали «постепенной исламизацией государства».

Плебисцит был созван по инициативе ультраправой Народной партии, не отличающейся этнической и религиозной терпимостью по определению. В итоге 57,5% участников опроса высказались против строительства в стране минаретов, правда, 42,5% проголосовавших с этим не согласились. Однако в 22 кантонах из 26 численный перевес был на стороне антиминаретчиков, что и предопределило последующие события.

Вначале Федеральный совет Швейцарии, зафиксировав итоги волеизъявления граждан, провозгласил: отныне в стране «запрещено строительство минаретов, но мусульмане могут, как и до этого, продолжать исповедовать свою религию в индивидуальном порядке или сообща». Затем последовали оргвыводы, и соответствующие поправки были внесены в конституцию швейцарской конфедерации.

Не помогло изменить вектор настроений даже то, что правительство и парламент призвали не голосовать за запрет минаретов. Не возымело никакого эффекта. Глава федерального департамента юстиции и полиции Эвелин Видмер-Шлумпф назвала итоги референдума свидетельством «страхов, существующих в обществе, перед экстремистскими исламскими движениями». Эту волну умело оседлали ультраправые.

«Мы безмерно счастливы. Это победа нашего народа, самой Швейцарии, свободы и тех, кто хочет жить в демократическом обществе, – не скрывал своего торжества глава инициативного комитета Вальтер Вобманн. – Мы хотим остановить дальнейшую исламизацию Швейцарии, я имею в виду политический ислам. Люди могут исповедовать свою религию – проблема не в этом. Мы хотим остановить дальнейшее строительство минаретов. Минарет – это мощный символ политического ислама и шариата».

Веротерпимые и политкорректные граждане осудили крен вправо. Некоторые даже объявили, что Швейцария «перестала быть цивилизованной страной». Внешнеполитическое ведомство готовится к тяжелым последствиям в отношениях с мусульманским миром. Возможны иски в Страсбургский суд, поскольку запрет вступает в противоречие с Европейской конвенцией о защите прав человека и международным Пактом о гражданских и политических правах. Не исключены уличные протесты, бойкот швейцарских товаров, сорванные визиты и отложенные во времени более радикальные насильственные действия.

Никуда не денешься от того факта, что большинство жителей горной республики, явившихся к урнам, подхватили лозунги ультраправых. Таков сегодня vox  populi , к которому здесь традиционно прислушиваются – с 1848 года, когда прошел первый общенациональный референдум, такая форма прямой демократии торжествовала более 500 раз. Для справки: в  Швейцарии с 7-миллионным населением насчитывается 400 тысяч мусульман. Из которых 50 тысяч – практикующие. Действуют 170 мечетей, хотя только четыре из них дополнены минаретами.

Швейцарцы повергли Европу в растерянность и задумчивость, но, строго говоря, они не стали пионерами – первыми в феврале 2008 года запретили возведение минаретов жители федеральной земле Каринтия в Австрии. Впору просканировать европейский ландшафт, чтобы определить степень злободневности этой темы в других странах, равно как в более широком контексте – процесса исламизации.

Дания: пророк с бомбой, торчащей из тюрбана

В датской столице завершается сооружение двух крупных мечетей. В августе городской совет одобрил строительство мечети для шиитов с двумя почти 35-метровыми минаретами на месте бывшей фабрики в заводском квартале. Решено не обижать и суннитов – у них будет своя мечеть.

В последнее время в Копенгагене бушуют криминальные войны с ксенофобским подтекстом: убивают другу друга боевики из группировки «Ангелы ада» и банд местных иммигрантов из числа мусульман. На этом фоне растет рейтинг популярности консервативной по духу Датской народной партии. На прошлых муниципальных выборах ее кандидаты заручились поддержкой 6% электората.

В Дании антимусульманские настроения были приглушены после скандала с публикацией в газете «Политикен» серии карикатур: на одной из них пророк Мухаммед был изображен с бомбой, торчащей из тюрбана. По всему миру прошли демонстрации протеста, осложнились дипломатические отношения Дании с мусульманскими странами, пострадали торговые связи (в частности, были введены запреты на импорт датской молочной продукции), имидж толерантного общества в этом скандинавском королевстве был безнадежно подпорчен. Тогда и возникла идея навести мосты и задружиться с местной мусульманской общиной, построив для них мечеть.

«Я тогда изложил свое мнение, опубликованное на первой полосе газеты, что необходимо восстановить диалог с мусульманами, а для этого нужно собрать деньги и построить мечеть в знак солидарности с ними», – говорит Герберт Пандик, 82-летний бывший главный редактор «Политикен», ныне проживающий в Тель-Авиве. По его словам, в течение суток поступило более тысячи откликов, притом позитивных, на его воззвание. Но в тот момент возмущение карикатурным богохульством приняло взрывной характер и спровоцировало насилие: во многих столицах, например, в Дамаске и Бейруте, датские посольства подверглись нападению неуправляемой толпы. После чего, вспоминает Пандик, из его замысла «вышел весь пар».

Тем не менее, сама идея покаяния не засохла на корню, а пробилась сквозь асфальт предрассудков. В состав комитета из 15 энтузиастов, продвигающих проект постройки суннитской мечети, входит и Абдул Вахид Педерсен, типичный скандинав, потому как его родители скандинавы, но который в возрасте 28 лет принял ислам. Объясняя свой поступок, он ссылается на то, что он – «дитя 60-х», подразумевая эпоху молодежных бунтов, разочарований и требования перемен, поиска нового смысла жизни.

В свою очередь, в оргкомитете по возведению шиитской мечети выделяется архитектор Бижан Эскандани, который с неистовым рвением взялся за воплощение замысла, вдохновляясь, по его признанию, персидскими мотивами, проникнутыми «лирическим, поэтическим мировосприятием». Эскандани убежден, что «появление в отведенном месте, представляющем собой уродливую, неуютную, безобразную промзону, сияющей мечети преобразит все вокруг». Одна беда, дефицит средств. Шиитская диаспора не в состоянии собрать нужную сумму, тем более она неподъемная для суннитской общины: из 250 тысяч мусульман, проживающих в Дании (население 5,5 миллиона), только 35 тысяч относятся к суннитам. Надежды возлагают на толерантных спонсоров и государство.

Между тем противники не дремлют, и намерение автора воплотить в камне персидские узоры вызывает идиосинкразию у Мартина Хенриксена, 29-летнего активиста Народной партии, входящего в состав ее «политбюро» из пяти человек. «Мы против мечети, – стоит на своем молодой человек. – Совершенно очевидно, что за этим маячит иранский режим, который зиждется на фашистской идентичности, чего мы не хотим допустить в Дании».

Подобные заявления не стоит игнорировать. В 2001 году народники вошли в правительственную коалицию, их усилиями приняты законопроекты, направленные против наплыва мигрантов и облегченного получения гражданства. «Иммигранты, – излагает свою позицию, созвучную партийной идеологии, Хенрикен, – должны доказать свою способность стать датчанами». В качестве образца для подражания он приводит пример относительной ассимиляции евреев в Дании, впервые поселившихся в этих краях в XVI веке. «У нас не возникает каких-либо дискуссий по поводу строительства синагог – их в городе, по крайне мере, четыре».

Нынешний главный редактор газеты «Политикен» 52-летний Тогер Зейденфаден, если и не поддерживает прямо, то косвенно оправдывает существование народников. По его выражению, это – «демократическая и парламентская партия, они не какие-то там коричневорубашечники». Затем усиливает свой тезис: это «очень датская, националистическая партия, которая ставит на первое место Данию, а не глобализацию».

Однако «мечетеносцы» вполне могут выиграть состязание за умы и сердца рядовых обывателей. Заместитель городского головы Клаус Бондам не устает напоминать, что минареты будут скромными по своим размерам – «поджарыми», как он выразился. Вице-мэр заверил, что «мы не превратимся в Дамаск или Каир», да и призывов муэдзинов к намазу, пять раз в сутки оглашающих окрестные кварталы, никто не услышит – их просто не будет.

Франция: марсельская мечеть «перевернула страницу»

В стране, где некогда квартировал Святой престол, а латынь была государственным языком, где католики резали гугенотов, а те отвечали им такими же образцами человеколюбия, сегодня появилась третья сила – мусульмане. Их насчитывается 5 миллионов, что составляет 9% населения, причем две трети из них – выходцы из стран Магриба.

В начале ноября мэр Марселя Жан-Клод Годэн, расплываясь в улыбке, вручал Шейху Нуредину, главе одной из мусульманских ассоциаций, разрешительный документ на постройку мечети. Отведен участок земли площадью 7500 кв. метров, причем арендная плата чисто символическая – 24 тысячи евро в год. Предполагается, что место отправления религиозных обрядов будет включать помещение площадью 3500 кв. метров и минарет высотой 25 метров, а также ресторан и культурный центр. Когда проект будет завершен, эта мечеть станет самой крупной во Франции.

Для 200 тысяч мусульман, обитающих в южно-французском городе, пишет швейцарская «Тан», стало очевидно: «страница перевернута». Исследователь ислама Франк Фрегоси заочно соглашается с этим выводом, отмечая, что «еще 20 лет назад такое было бы немыслимо». Сегодня во Франции насчитывается 2000 мечетей и подобных объектов культа. Нельзя не упомянуть такой детали: при возведении марсельской мечети будут использоваться финансы, предоставленные… правительством Алжира.

Германия: «чудо Маркслоха» на берегу Рейна

В популярном квартале Дуйсбурга неподалеку от Рейна возвышается самая крупноформатная мечеть Германии, известная как «чудо Маркслоха». Она вмещает 1200 человек одновременно. Минарет, нависая над посеребрённым куполом, вознесся на высоту 34 метров, что делает его в два раза ниже звонницы католического собора. Мечеть считается главной святыней для многомиллионной турецкой общины Германии.

Но «чудо» заключается не только во внешних характеристиках этого строения, а еще в том, что появившаяся всего год назад мечеть создавалась при молчаливом и в целом доброжелательном отношении всех слоев и групп населения. Свидетели утверждают, что заслуга принадлежит бургомистру Адольфу Заурленду, создавшему консультативный совет, куда вошли представители христианских церквей и политических партий.

Оливер Мор, правительственный чиновник, отвечающий за проблемы миграции и интеграции новоприбывших в немецкое общество, воздает должное городскому голове: «У него хватило ума создать климат свободного обмена мнениями. Все общины города были вовлечены в обсуждение проекта. Все смогли узнать друг друга и преодолеть свои сомнения». Компромисс свелся к тому, что от пятикратных в течение дня и ночи призывов муэдзина к правоверным свершить намаз было решено отказаться.

В начале ноября в Кёльне был заложен первый камень в основании мечети, которая в 2011 сможет принять 2000 верующих. Разница с ситуацией в Дуйсбурге – разительная. Хотя все процессы запущены, терпкий осадок от предварившей их публичной полемики остался, потому что этот проект стал объектом нападок популистского и ксенофобского движения «За Кёльн!», пугающего бюргеров ползучей исламизацией Германии. Ничего удивительного, объясняет Оливер Мор, в нашей стране «город на город не приходится». Важно, что диалог христианской и мусульманской общин состоялся и продолжается в рамках институализированной структуры «Конференция ислама», что способствует утихомиринию страстей.

Эти дискуссии не обходят острых углов, будь то статус мусульманки в немецком обществе, исламское духовенство, преподавание Корана в школах, строительство мечетей. В Германии проживает 3,5 миллиона мусульман, что составляет 4% населения (из них 1,8 миллиона турок, 800 тысяч германцев с турецкими корнями, 200 тысяч боснийцев, 100 тысяч иранцев и 8 тысяч марокканцев). Это и есть новая реальность, требующая новой «Реалполитик», и потому власти этой во всем упорядоченной страны относятся со всей ответственностью к налаживанию межконфессионального диалога и гармонизации отношений этнических общин.

Голландия: земли, не пригодные для жизни

В «нижних землях», если сравнивать с Германией, число приехавших сюда на ПМЖ мусульман пропорционально велико – 900 тысяч, или 5% населения (из них турки – 330 тысяч и марокканцы – 300 тысяч). Корни пущены глубокие и крепкие. Уже построено 450 мечетей. Вот уже семь лет на юге Роттердама действует мечеть Эссалам с минаретами высотой более 50 метров (отсутствует только остроконечный шпиль – не хватило денег). Тем не менее, этот недострой остается яблоком раздора, поскольку в городе до сих пор ощущается наследие Пима Фортёйна, во многом единомышленника австрийца Йорга Хайдера и француза Ле Пена.

Пим Фортёйн, преподававший в Гронингенском университете и в Университете Эразма в Роттердаме, в 2001 году возглавил список кандидатов в парламент только что созданной партии «Пригодные для жизни Нидерланды». В феврале 2002 года в газетной статье он представил свое кредо: закрыть страну для мигрантов-мусульман. Его исключили из партии, но уже на следующий день он основал собственную партию – «Список Пима Фортёйна». И в марте Фортёйн победил на выборах в городской совет Роттердама: его партийный список получил 36 % голосов, что положило конец почти 60-летнему правлению социал-демократов.

Восхождение во власть Фортёйна прервала пуля Волкерта ван дер Графа, считавшегося активистом радикальной экологической группы. Первая версия сводилась к тому, что Граф якобы отомстил Фортёйну за его фразу о позволительности ношения шуб из натурального меха. Однако на суде убийца объявлял себя защитником нидерландских мусульман.

Так вот, ныне в городе существует партия «Пригодный для жизни Роттердам», исповедующая антимусульманские взгляды и выступающая за то, чтобы была отозвана лицензия на мечеть Эссалам. В прошлом году опрос общественного мнения показал, что 65% граждан выступают против строительства «крупных мечетей». За последние годы зарегистрированы многочисленные случаи поджогов мечетей.

В 2008 году появился фильм «Фитна», названный арабским словом, используемым в Коране, как пишет швейцарская «Тан», для провоцирования гражданской войны. Эту провокационную киноленту распространяла партия Свободы во главе с записным критиком ислама Геертом Вилдерсом. Министерство иностранных дел Нидерландов срочно созвало послов 27 мусульманских стран, чтобы откреститься от этого эпизода, подчеркивая, что заложенные в фильме ксенофобские идеи никак не соотносятся с официальной политикой. Кстати, итоги всенародного голосования в Швейцарии Вильдерс назвал «суперновостью». В интервью швейцарской радиостанции RSI Вильдерс объявил, что голландцы тоже должны проголосовать за запрет минаретов.

Испания: подпольный Талибан действует

В стране, способной поспорить с Италией за право называться самой ригористкой католической, случилось неслыханное – 30-летнюю мусульманку по имени Бошра, проникшую сюда нелегально из Марокко, обвинили в прелюбодеянии, выкрали, судили судом шариата и приговорили к смерти. Душераздирающую истории беженки поведала итальянская газета «Стампа». Сюжет, достойный голливудского триллера с социальным и психологическим подтекстом с выходом на геополитическую злобу дня.

Краткое содержание этой саги. Бошру обвинили в связи с мужем сестры. Ее муж Хасан предупреждал, чтобы она не рожала ребенка, которого он называл плодом греха. Бошра заявила на мужа в суд, обвинив его в угрозах и плохом с ней обращении. После чего ее похитили в одном из супермаркетов, привезли в какое-то село, где после нескольких часов обсуждений 20 «талибов» постановили: ей и ее будущему ребенку – смерть.

Дальше – как в шекспировской трагедии, смешанной с мыльной оперой: приговоренную вернули супружеской паре. Муж рассказал жене, что именно он должен убить преступницу. Жена пригрозила мужу, что бросит его, если он это сделает. Вспыхнула ссора, пленница воспользовалась моментом и сбежала. Из ближайшего бара она позвонила в полицию. Начались следственные мероприятия. Разбирались недолго. Вычислили всех «талибов». Им инкриминируют похищение человека, участие в преступной группировке, покушении на убийство. Всего арестованы семь человек.

Тем временем, Бошра в октябре благополучно родила сына. Однако есть сомнения, что она готова опознать своих похитителей и «судей» – она таинственно исчезла. Скорее всего, опасаясь за свою жизнь. Понять ее можно. С одной стороны, испанские власти демонстрируют похвальную веротерпимость: в стране функционирует 800 мечетей, построено 14 минаретов, в четырех областях с 2005 года преподают Коран и даже существуют интернет-курсы для имамов. Одновременно, пишет «Стампа», в Испании «завелся свой «подпольный Талибан», который держит в страхе общину мусульман, это так называемая «религиозная полиция» (или Hisba)».

В чужой монастырь со своим уставом

Случай с марокканкой Бошрой, увы, не единичен. Громкую огласку получило убийство в Лондоне 20-летней беженки из Ирака ее отцом и дядей, сожжение заживо 17-летней девушки в пригороде Парижа, избиение до смерти 20-летней девушки ее братом в Турции за то, что она сделала аборт.

Все чаще во Франции, Швеции, Нидерландах, Великобритании совершаются так называемые «убийства чести», представляемые их заказчиками и исполнителями как «месть» за нарушение мусульманских норм. В докладе, подготовленном экспертами Организации Объединенных Наций, приводится печальный мартиролог: каждый год в результате «убийств чести» гибнет до 5000 мусульман и мусульманок. По сведениям Совета Европы, эта практика становится все более распространенной в Старом Свете.

Пример самосуда, который собирались учинить над Бошрой исламские инквизиторы, – это грустный знак времени (напоминает обезглавливание инженеров британской компании «Грейнджер телеком» чеченскими боевиками и публичную казнь по приговору шариатского суда в пору независимой Ичкерии). И как ответная реакция на убийства чести и на экстремистские выходки невоздержанной и спровоцированной радикальными имами мусульманской молодежи – швейцарский референдум и другие приметы роста радикализма коренных жителей Европы.

Владимир МИХЕЕВ