Как найти компромисс?


В борьбу с климатическими изменениями вмешался кризис

Лидеры Европейского Союза выступили с важной экологической инициативой. В конце октября после длительных и трудных переговоров они изъявили готовность внести финансовые средства в глобальный фонд помощи развивающимся странам для принятия необходимых мер против потепления климата на нашей планете.

Это решение, однако, содержит важную оговорку – оно обусловлено участием в фонде «и других государств», а также не проясняет ключевого вопроса: о какой сумме взноса ЕС идет речь? В этой связи нелишне напомнить, что ранее, еще до глобального финансово-экономического кризиса, Брюссель собирался израсходовать к 2020 году на меры против климатических изменений до 50 миллиардов евро.

Тем не менее, председательствующая в Союзе до конца года Швеция заявляет, что теперь у «двадцати семи» появилась «весьма сильная переговорная позиция» на декабрьском саммите ООН в Копенгагене, на котором предстоит выработать и одобрить международное соглашение, призванное заменить Киотский протокол – он истекает в 2012 году. Канцлер ФРГ Ангела Меркель также считает, что Европа взяла на себя лидирующую экологическую роль в мире, но при этом глава германского правительства избегает называть какие-либо конкретные суммы пожертвований в фонд.

Иного мнения придерживаются европейские движения «зеленых». Они критикуют Брюссель за слишком расплывчатые обещания накануне саммита в датской столице и предостерегают от возможного провала переговоров.

По подсчетам Европейской Комиссии, для сокращения на 20% выбросов углекислого газа в атмосферу, развивающимся странам потребуется ежегодно около 100 миллиардов евро вплоть до 2020 года, при этом от 22 до 50 миллиардов должно выделяться различными государственными фондами. Речь идет об огромных суммах, и новички ЕС, переживающие особенно тяжелые времена, не готовы платить столько денег «за принадлежность к единой Европе». По словам одного из польских дипломатов, «абсурдно требовать, например, от Румынии и Болгарии, чтобы они платили Бразилии за сокращение выбросов парниковых газов». А глава Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил: «Мы не настолько наивны, чтобы выписывать чек без обозначенной суммы». Зазвучали голоса о переносе судьбоносной цели – 20-процентного сокращения выбросов СО2 – на 10 лет, то есть, на 2030 год.

Поэтому многое зависит от готовности, прежде всего, США и Китая активно поддержать инициативу ЕС. Однако к Киотскому протоколу 1998 года, который предусматривает, в частности, куплю-продажу квот на выбросы загрязняющих атмосферу газов, у Вашингтона и Пекина отношение с самого начала было весьма прохладным, хотя на их долю приходится около половины «производства» всех вредоносных газов, загрязняющих атмосферу планеты. В США и Китае считают, что многие меры в защиту окружающей среды препятствуют развитию экономики. Да и представители некоторых развивающихся государств заявляют: по меньшей мере, несправедливо и эгоистично сдерживать их экономический рост после того, как ведущие страны уже достигли высокого уровня жизни, не заботясь до этого об охране природы… На этом фоне весьма обнадеживающе прозвучало заявление российского президента Дмитрия Медведева на стокгольмском саммите ЕС-Россия о намерении добиваться сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу на 25%.

Большие надежды движения «зеленых» возлагали на нового президента США Барака Обаму, говорившего о необходимости продвижения по пути к более эффективной защите природы. Однако американский Конгресс оказался неспособным принять законы в области энергетики, совместимые с задачами предстоящей в Копенгагене 7-18 декабря Конференции ООН против изменений климата. Главу Белого дома понять можно: он не хочет подписывать обязывающий международный договор (как это сделал в свое время бывший президент Билл Клинтон в отношении Киотского протокола), который до сих пор не одобрен американскими законодателями. А неуступчивая позиция Китая лишь подтверждает, что два крупнейших в мире загрязнителя воздуха фактически обрекли международный саммит в датской столице на провал.

Судя по всему, в итоге длительных дискуссий там будет подписан лишь некий компромиссный документ, провозглашающий амбициозные цели, но при этом не требующий от стран, которые сильно загрязняют атмосферу парниковыми газами, обязательств значительно сократить выбросы. Хотя именно такое обязательство и было главной первоначальной целью форума в Копенгагене.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Несмотря на усилия по ограничению выбросов парниковых газов промышленными предприятиями и транспортом, предпринимаемые во многих странах мира, концентрация СО2 в атмосфере Земли продолжает нарастать, что чревато пагубными последствиями для глобального климата.
Как явствует из ежегодного исследования научного консорциума «Глоубал кэрбон проджект», в 2008 году уровень углекислого газа в воздухе достиг рекордного показателя – около 10 миллиардов тонн в пересчете на углерод. И, что не менее тревожно, естественные «фильтры» нашей планеты, прежде всего, мировой океан и леса, в последние десятилетия постепенно теряют свою способность эффективно абсорбировать загрязнители. Тем временем выбросы парниковых газов из-за сжигания ископаемого топлива, по данным исследования, нарастают тревожными темпами – в среднем на 1% в год в 1990-е и уже на 3,4% – в двухтысячные годы.
Это дает основание некоторым ученым утверждать, что уже к концу нынешнего века температура воздуха станет выше в среднем на 6 градусов Цельсия, и это грозит катастрофическими последствиями человеку, так как предельно допустимым показателем принято считать дополнительные 2 градуса.
Любопытно, что опубликованный недавно один из докладов ООН на тему изменения климата возлагает основную вину за происходящее… на мужчин. По мнению авторов исследования, в промышленных странах мужчины чаще пользуются авиационным и автомобильным транспортом, и реже, чем женщины, покупают экологически чистые товары, а также менее охотно утилизируют отходы, содержащие вредные вещества.
Наконец, представители сильного пола потребляют примерно в полтора раза больше мяса, производство которого является весьма энергозатратным.
Пальмовое масло против рапсового
Среди неурегулированных проблем и противоречий, которые неизбежно проявятся на встрече в верхах в Копенгагене, будет фигурировать и перевод автомобильного транспорта на биотопливо. Причем речь пойдет не о технической или экономической стороне дела, а о дискриминационных мерах в торговле.
В европейских странах производится все больше горючего для автомашин на базе рапсового масла, а в Азии высокими темпами растет выпуск биологического топлива с использованием пальмового масла. К тому же оно считается более качественным, а по цене ниже европейского. Брюссель предусмотрел принятие мер в защиту рынка, ограничив импорт этого товара из Азии с помощью пошлин. Одновременно ряд европейских общественных организаций «зеленых» принялись критиковать власти азиатских стран за их стремление нарушить разнообразие лесов путем расширения пальмовых плантаций. В ответ некоторые деятели Азии заговорили о европейском «зеленом колониализме»…
Между тем, мировое производство биотоплива продолжает неуклонно возрастать: в период с 2000 года оно увеличилось с 17 миллиардов литров до 52 миллиардов в 2007 году. Однако, несмотря на энтузиазм, с которым ООН поддерживает перевод автомобильного транспорта на биотопливо в качестве важной составляющей борьбы с загрязнением окружающей среды и потеплением климата, в последнее время многие авторитетные ученые начинают высказывать сомнение в отношении эффективности этой меры. Так, ряд из них заявляют на страницах журнала «Сайенс», что производство экологически более чистого горючего сопряжено с серьезными негативными последствиями. Это, прежде всего, расширение посевных площадей под рапсом и другими техническими культурами в ущерб злаковым (при быстро растущей на планете нехватке продовольствия), а также интенсивное использование химических удобрений, что ведет к загрязнению почвы и воды.