Чего Европе ждать от Меркель?


Вопрос, вынесенный в заголовок, и в самом деле весьма занимает партнеров Германии по Европейскому Союзу, хотя за предыдущие четыре года у них, казалось бы, было довольно возможностей изучить все стороны характера главы германского правительства, ее политические предпочтения и отношение к проблемам европейской интеграции.

Однако условия игры на политической сцене в ФРГ серьезно изменились, и кое-кто из соседей теперь рассчитывает увидеть у руля крупнейшего государства Единой Европы своеобразную «супер-Меркель», политика, гораздо слабее связанного путами коалиционного договора, нарушение которого означает развал правящей команды. Но насколько обоснованны эти надежды?

Неожиданно сильный результат, который показали на последних парламентских выборах свободные демократы, повлек за собой создание правоцентристской коалиции, в которой ХДС будет играть первую скрипку – это бесспорно. Но тот, кто строит на этом основании чрезмерно большие ожидания – теперь, дескать, у Меркель будут развязаны руки – рискует серьезно ошибиться. Необходимость сохранения социального мира – особенно в «старых» федеральных землях – будет сковывать ее сильнее любых коалиционных обязательств. К тому же крах социал-демократов отнюдь не привел к тому, что правые и либералы ушли в сильный отрыв, нет. Напротив, опережение у них довольно незначительное, а перераспределение избирательных предпочтений произошло в основном в левом лагере. Некоторые аналитики продолжают считать, что Германия и сейчас остается опасно расколотой.

Очевидный парадокс: экономический кризис повлек за собой несомненное банкротство либеральных экономических идей, но в Германии после длительного сидения на скамейке запасных к власти протолкались именно либералы! Причем либералы эти далеко не те, какими они были в приснопамятные времена Ганса-Дитриха Геншера, когда СвДП относилась к числу самых «проевропейских» партий Старого света.

Нынешние свободные демократы жестко критикуют аграрную политику ЕС, впрочем, давно уже не вызывающую восторгов ни у кого, кроме получателей щедрых брюссельских дотаций. Не хочет «партия Вестервелле» ни создания единого европейского «экономического правительства», ни жесткой политики в области сохранения климата. Нет сомнения, что в коалиционном договоре Меркель со товарищи удастся ввести эти стремления в приличествующие случаю рамки, но так или иначе на европейской сцене берлинской правящей коалиции придется потратить много сил на доказательство того, что крупнейшая экономика Европы и в самом деле «мыслит европейскими категориями», а не стремится в первую очередь повысить собственную конкурентоспособность. В переводе на практический язык это будет значить то, что немцам их партнеры частенько будут предлагать раскошелиться «во имя общих интересов».*1 Но именно это давно не вызывает восторга у тех, кто живет между Одером и Рейном и уже подустал от почетной обязанности быть в числе тех, кто постоянно расплачивается за совместный банкет.

Германии предстоит быстро решить еще одну задачу: 31 октября подходит к концу срок пребывания в должности ее представителя в Европейской Комиссии – Гюнтера Ферхойгена. Кандидатура его преемника пока не названа. Можно предположить, что на эту роль не прочь претендовать кандидат от СвДП. Но его явно не жаждет видеть в этом качестве извечный партнер христианских демократов – баварский ХСС. Его депутаты в Европейском Парламенте – устами вице-руководителя фракции Европейской Народной партии Манфреда Вебера – высказались однозначно: они будут противостоять назначению «радикала-рыночника». А у парламента есть право отклонить кандидатуры, предлагаемые Жозе Мануэлом Дураном Баррозу. И можно не сомневаться, что представители ХСС сделают в Страсбурге все, чтобы добиться своего. Захочет ли председатель Европейской Комиссии в такой ситуации дразнить гусей, то бишь, членов сильнейшей фракции Европейского Парламента? Это вопрос…

А если не свободный демократ, то кто же? Как имеющих наибольшие шансы стоит назвать Роланда Коха, главу правительства федеральной земли Гессен и европейского депутата от ХДС Эльмара Брока, многие годы являющегося одним из главных советников Ангелы Меркель по всем стратегическим вопросам, связанным с делами Европейского Союза.

Андрей ГОРЮХИН

*1 Девять миллиардов из Берлина
Точнее – 8,8 миллиарда евро. Именно таков нетто-итог расчетов Берлина с брюссельским бюджетом. Больше в ЕС не внес в общую кассу никто. Это данные, обнародованные в недавнем финансовом отчете Европейской Комиссии. Закономерен вопрос: а получатель кто? Куда, в конечном счете, попадают средства, перечисляемые, разумеется, не одной только Германией?
Достается всем, но, конечно, в разной степени. Можно назвать и те государства, которые получают из кассы ЕС больше других – это Польша и Греция. В Афины притекает кругленькая сумма в 6,3 миллиарда евро, в Варшаву несколько меньшая, но все равно весьма солидная – 4, 4 миллиарда евро.
Вообще, из 27 стран ЕС только 12 вносят в совместный бюджет больше, чем потом получают в виде дотаций. В тройку крупнейших плательщиков вслед за Германией входят Италия и Франция. Все новички из Центральной и Восточной Европы, включая и не относящийся к ним Кипр, принадлежат к нетто-получателям. В эту категорию входят и представляющие ныне «ветеранов» европейской интеграции Испания и Португалия.
Львиная доля брюссельского бюджета – 45% – как всегда была истрачена на проведение единой аграрной политики, сиречь сельхоздотации. И опять-таки вполне традиционно крупнейшим реципиентом в этой сфере осталась Франция, которой было выделено 10 миллиардов евро аграрных субвенций. За ней с 7,1 миллиарда следует Испания, а на почетном третьем месте – внимание! – Федеративная Республика Германия с 6,6 миллиарда евро.
Ага, оказывается, Берлин тоже может не только отдавать, но и брать? Конечно! Только для этого все больше приходится проявлять изобретательность, поскольку Брюссель всеми силами пытается отказаться от так называемого «принципа лейки», когда достается пусть не помногу, но «всем сестрам по серьгам». Деньги стремятся выделять тем, кто лучше умеет ими распорядиться.
Например, этой помощи удостоился целый ряд мелких и средних германских предприятий, которые производили и поставляли товары восточным соседям ФРГ. Достаточно сказать, что экспорт из федеральной земли Берлин, к примеру, в Польшу стабильно рос до самого кризиса и достиг 650 миллионов евро, практически удвоившись с 2004 года, когда Польша вошла в ЕС. Справедливости ради надо отметить, что весьма интенсивно развивается у германской столицы и сотрудничество с соседями из Скандинавии, особенно в области высоких технологий.
Брюссель оказывает берлинцам помощь в рамках программы «Джозефин». Ее концепция такова: фирмам, способным доказать, что они располагают свежими идеями, оказывается консультационная и организационная помощь, им при желании даже помогут нанять сотрудников, имеющих соответствующий опыт, причем в этом случае нанимателям придется платить им только половину зарплаты, остальное предоставит ЕС. Финансирование тоже предоставляется под брюссельские гарантии, причем на одинаковых условиях во всех банках балтийского региона – будь то Швеция, Польша или Германия. Сотрудники программы «Джозефин» шутят, что кризис очень помог им с получением бесплатной рекламы: информация о месте, где дают выгодные кредиты, распространялась со скоростью лесного пожара. Оставалось только выбирать тех, кто приходил с наиболее интересными предложениями.