Главная > Дневник событий > В фокусе > Не по чину берешь, или удавка для банкиров

Не по чину берешь, или удавка для банкиров

image_pdfimage_print

Глава британского казначейства Алистер Дарлинг пригрозил не в меру жадным топ-менеджерам из банковской среды, что готов инициировать специальный закон, дабы наложить запрет на чрезмерно жирные бонусы, получаемые ими за счет финансовых операций, а подчас чистых спекуляций.

Для оправдания праведного негодования главы Минфина лондонская «Таймс» приводит во втором пассаже своего материала такой пример: «Крупный трейдер в пик своей карьеры может организовать прибыль в размере 500 миллионов фунтов стерлингов для своего нанимателя, из которых он получит до 50 «лимонов», не рискуя собственными капиталами».

А что поделаешь, вопрошает газеты, если такая модель «превратилась в первооснову мировой финансовой системы и копирует мир футбола, где платят огромные деньги за талант». Подразумевается талант делать деньги из денег, не создавая при этом никаких материальных ценностей. Однако, отмечает «Таймс», эта практика заставила «британскую общественность воспринимать размеры вознаграждений как неприемлемые».

И власть, и общество нашли точку соприкосновения интересов в том, что касается нравов финансовой олигархии и в целом большого бизнеса. Но достижима ли цель заставить «жирных котов» умерить свой аппетит? Если мыслить реалистично, то государство может давать указание только тем финансовым институтам, где оно обладает весомым пакетом акций. Предположим, удастся прижать хвост высшим управленцам этих банков. Но тогда у обиженных возникнет непреодолимое желание искать счастья на стороне. А в конкурирующих фирмах будут ехидно посмеиваться.

Эктор Сантс, глава Агентства финансовых услуг, уже объявил, что видит задачу своего ведомство не в том, чтобы урезать бонусы, а в контроле за тем, чтобы банки не выплачивали наградные только за то, что проводимые тем или иным трейдером операции связаны с повышенным риском.

К тому же выгодополучатели из советов директоров, которым по итогам года перепадали сочные куски чистой прибыли, зачастую получали их в виде пакета акций. Причем с запретом обналичить эти ценные бумаги в течение ряда лет. Да и подоспевший ныне кризис четвертовал эти бонусы.

Лондонская «Таймс» полностью солидаризируется с осторожным подходом мистера Сантса, подчеркивая в разных вариантах одну мысль: если припугнуть денежных воротил, а ведь речь идет о Лондоне, одном из финансовых центров мира, где представлены все крупнейшие банки, то случится массовый исход. Бегство капиталов и обслуживающих их счетоводов пагубно скажется на благосостоянии Британии. А потому, прогнозирует издание, Алистер Дарлинг и другие высшие чиновники британского кабинета будут и дальше грозно супить брови и обещать кару небесную зарвавшимся и заевшимся банкирам, но – палец о палец не ударят, чтобы осложнить им безбедную жизнь.

Похоже, что так и будет, но Британия в этом случае рискует вновь оказаться в позорном, а не гордом одиночестве, поскольку ее материковые соседи, особенно Франция и Германия, приняли жесткие ограничения по размерам вознаграждений финансовым управленцам. В конце августа президент Николя Саркози снова призвал страны «Большой Двадцатки» произвести усекновение чересчур щедрых воздаяний финансистам, на которых, по общему разумению, и лежит главная вина за разразившийся глобальный кризис. Саркози хочет, чтобы с финансовыми структурами, которые откажутся взять на себя обязательства по добровольному самоограничению, были разорваны всяческие отношения.

Сам Сарко сумел уговорить французские банки принять за правило: две трети всех бонусов выплачивается на протяжении трех лет, причем треть выдается в виде акций. Подобный шаг предприняло и британское Агентство финансовых услуг: выплаты персональных бонусов должны производиться в течение трех лет. Правда, список компаний, на которые распространяется этот своеобразный кодекс чести, был существенно сокращен.

В Германии подспудная тяга к высшей социальной справедливости подвигла BaFin, регулятора рынка, принять такое постановление: полученная в краткий срок прибыль не может служить основанием для бонуса, к тому же если проведенная сделка окажется в ретроспективе неудачной, банковский менеджер должен будет вернуть полученные им премиальные. Как выразилась германская бундесканцлерин Ангела Меркель, «выплата бонусов – это то, что по понятным причинам заставляет людей лезть на стену».

Вслед за Германией и Францией накинули удавку на шею сквалыжных банкиров Бельгия и Нидерланды. На этом фоне кто действительно шагает не в ногу, так это Америка, чьи финансисты, увлекшиеся ипотечной «американской мечтой», стали крестными творцами нынешнего кризиса. Конгресс США, сообщает «Нью-Йорк таймс», не даст президенту Обаме ни одного шанса «отжать» у банкиров их важнейший источник обогащения. Из опасения, что гении финансовых прокруток и раскруток, униженные залезанием в их карман, захотят перебраться в иные тихие гавани.

Между тем финансовая империя Голдман Сакс, зафиксировав солидную прибыль во втором квартале, объявила в июле, что выделяет 11,4 миллиарда долларов под раздачу тем, кто так умело прирастил денежную массу…

Владимир МИХЕЕВ

№9(36), 2009

№9(36), 2009