Квартирный вопрос испортил британских парламентариев


Скандал вокруг нецелевого использования бюджетных средств вынудил депутатов Палаты общин вернуть беспринципно прикарманенные ими казенные деньги. Делали ли они это скрепя сердце и скрежеща зубами, останется неведомо, но бухгалтерские книги подтверждают: аж 264 чересчур жадных британских парламентария отрыгнули 650 тысяч фунтов стерлингов.

Правда, есть подозрение, что в парламенте пытаются «и в подлости хранить осанку благородства»: по официальному заявлению, все эти компенсационные выплаты производились с 1 апреля, а потому вовсе не обязательно связаны с вымогательством казенных средств – просто, видимо, случались, неверные расчеты. Так или иначе, среди тех, кто радостно вернул незаконно полученные деньги – госминистр здравоохранения Фил Хоуп (около 43 тысяч фунтов), госминистр культуры Барбара Фолетт (33 тысячи) и отвечающий за вопросы юстиции в теневом кабинете оппозиционной Консервативной партии Элеонор Лейнг (25 тысяч).

Не остались непричастными даже первые лица: лидер тори Дэвид Камерон вернул государству и налогоплательщикам 947 фунтов, а глава лейбористов, премьер-министр Гордон Браун молча отдал 6500 фунтов, кои потратил, ничтоже сумняшеся, на… озеленение своего второго дома в Шотландии.

Большая часть махинаций строились на законном праве получать субсидии из госбюджета на содержание не личных, а казенных квартир, т.н. «второго жилья». По регламенту, определяющему материально-финансовое довольствие, все парламентарии, кроме тех, кто прошел во власть по центральным лондонским околоткам, могут требовать возмещения расходов на второе жилье либо в Лондоне, либо в своем избирательном округе.

Это – по регламенту, а по существу «слуги народа» пользовались лазейками, которые открывались благодаря расплывчатым формулировкам, чтобы «отжать» из казны всевозможные компенсации.

Взять хотя бы бывшего министра из лейбористов Хейзела Блэрса, который трижды в течение одного года затребовал компенсацию за «второе жилье», причем по трем различным адресам. Или же Маргарет Моран: она взыскала 22 тысячи фунтов стерлингов за дом, находившийся не в Лондоне, а в 160 км от города Латона, от которого она избиралась в парламент. Или Эндрю Маккей, который выставил счет за второе жилье, но, оказывается, он зарегистрировал под этим адресом свою лондонскую квартиру; при этом его жена Джули Киркбрайд, кстати, также член парламента, получила компенсацию за их второй дом. К слову: Эндрю Маккей, до того, как подал в отставку по причине жадности, значился советником лидера тори Дэвида Камерона.

Или сэр Питер Виггерс, попытавшийся выманить из государственной мошны вроде бы мелкие деньги – всего-то 1645 фунтов, но зато на каком основании! То была плата за ландшафтный дизайн, если конкретно, – за сооружение на пруду в загородном доме «островка для уточек»…

В своих последних номерах лондонский журнал «Экономист», один из идейных бастионов свободного рынка и отчаянный критик чрезмерной опеки со стороны правительства, посвятил немало страниц морализаторским рассуждениям на тему, почему нехорошо обманывать государство. Не опускаясь до язвительного злопыхательства, но и не позволяя себе называть воровство воровством, авторы с неподражаемой отстраненностью советуют корректировать, а то и реформировать «мать всех парламентов», чтобы сохранить у верноподданных святую веру в непогрешимость власти.

Между тем, сам спикер Палаты общин, лейборист Майкл Мартин, в чьи непосредственные служебные обязанности входит контролировать, а в чем-то и обуздывать нескромность парламентариев, самым решительным образом препятствовал опубликованию данных о расходах подопечных. За что и поплатился – его отправили в отставку. Это не помешало членам нижней палаты добиться существенных изменений в преданных гласности счетах и накладных, а таковых – сотни тысяч.

На этих документах финансовой отчетности черной краской замараны отдельные детали, а именно: адреса, где живут или останавливаются депутаты. Подробности поездок по стране и за рубежом. Имена, под которыми они регистрировались в отелях. Имена тех, кто доставляет им на дом какие-либо товары. Слипы с их кредитных банковских карт и фотокопии банковских чеков. Имена и фамилии сотрудников их офиса. Номера телефонов, включая мобильные. И так далее.

Основанием для изъятия этих деталей стали, по утверждению депутатов, соображения личной безопасности. Правда, остается непонятным, почему заодно вымарали из окончательного доклада требование премьера Брауна компенсировать ему подписку на платный телевизионный канала «Скай», все равно эта информация с прошлого года гуляла в прессе. В принципе, это ничтожная сумма, но в ходе разразившегося скандала вновь стало модным подсчитывать разного рода доплаты и бонусы, предоставляемые депутатам.

На содержание «второго жилья» парламентарию ежегодно выделяется 24 тысячи фунтов стерлингов. Затем 22 тысячи дается на содержание офиса и еще 10 тысяч на «коммуникации», куда входит оплата Интернета, рассылка бюллетеней и писем, а также покупка канцелярских принадлежностей. На круг набегает немало, недаром, как пишет «Дейли телеграф», из 646 «слуг народа», которые были вынуждены «засветить» свои расходы на официальном сайте парламента, более десятка еще в начале лета подумывали о том, чтобы, не дожидаясь репрессалий, подать заявление «по собственному желанию». Но этого не случилось. Массового исхода раскаявшихся, посыпающих себе голову пеплом, не произошло. Понятно почему: слишком громкая огласка чревата долгим эхом, что не позволит быстро восстановить репутацию. Но даже если коллективное покаяние свершилось бы, отчищать мундир старейшей демократии придется еще долго и кропотливо.

Владимир МИХЕЕВ