Швейцария-ЕС: диалог набирает темпы


Европейский Союз и не входящая в него Швейцария договорились сделать еще один шаг на пути расширения сотрудничества и заключить рамочное соглашение, призванное упорядочить и без того плотную систему взаимодействия по разным направлениям. Сейчас эксперты обеих сторон займутся работой над будущим документом, который затем перейдет на высший политический уровень.

Брюссель и Берн не раз замахивались на такой прорыв в двусторонних связях, но каждый раз что-то не позволяло сделать этот радикальный шаг. Последним по времени препятствием стало нежелание значительной части швейцарского общества распространять на двух последних новобранцев ЕС – Болгарию и особенно Румынию – принцип свободы перемещения граждан в общем пространстве: Швейцарцы боялись наплыва в первую очередь румынских эмигрантов. Однако в начале февраля на референдуме граждане Конфедерации отклонили эти ограничительные инициативы, что открыло путь для возобновления официальных переговоров с руководством ЕС.

Тем не менее, самое интересное сейчас только начинается. Стороны не просто должны составить устраивающий их документ, но и понять, что именно каждая из них от него хочет. Интересы европейцев, пожалуй, масштабнее. Они хотели бы не просто систематизировать и упростить все многочисленные соглашения со Швейцарией в разных областях, но и убедить ее почти автоматически переносить в свое законодательство нормативную массу, которая на брюссельском жаргоне называется практически непереводимым ни на один язык французским словечком «аки» (aquis) – «нечто достигнутое». Требования такого переноса – одно из тех, которые предъявляются ко всем странам-кандидатам на вступление в ЕС.

Однако Швейцария туда не стремится и поэтому разговоры об «аки» не поддерживает, правда, она не возражала бы против права участвовать в выработке некоторых решений, принимаемых в Брюсселе. Интересно посмотреть, как эти противоречивые посылки будут решены бернской дипломатией. Зато точно можно сказать, что в будущем рамочном документе с ЕС Швейцария хотела бы достичь максимального упорядочения всей гигантской двусторонней правовой базы. Но это не является популярной темой в швейцарском обществе, дискуссии ограничиваются в основном национальным экспертно-технократическим сообществом. Тем не менее, будущий документ может стать если не прецедентом, то примером того, как страна, не входящая в ЕС, но тесно с ним связанная тысячами нитей, может решать базовые юридические и политические проблемы во взаимоотношениях с этим объединением.

Светлана ФИРСОВА