Главная > Дневник событий > В фокусе > Вино: без вины виновато

Вино: без вины виновато

image_pdfimage_print

Публично поднять бокал благородного вина становится некорректным среди западноевропейских политиков, даже французских. Борьба с алкоголизмом в Старом Свете требует жертв: пить соки и прохладительные напитки, в крайнем случае, шампанское. И хотя масштабы этой войны несопоставимы с памятной россиянам кампанией, она породила бурю в стакане вина, которая не стихает в европейских винодельческих странах. Тем не менее, традиционное потребление вина заметно идет на спад, в среднем на 75 миллионов литров в год.

Это результат не только осуждения «зеленого змия», строгих мер против нетрезвых водителей за рулем, но и плоды политики Брюсселя.

Европейские чиновники выдвинули знакомый жителям России классический лозунг «Лучше меньше, да лучше», встреченный в штыки владельцами виноградников и винодельческих предприятий. Они и так близки к состоянию нервного срыва из-за безудержного наступления заморских конкурентов. Шутка ли: за последние два десятилетия доля красного и белого нектара в Южной Америке, США, Австралии и Новой Зеландии возросла в общемировом производстве с 2 до 21%, и значительная часть этих вин устремилась на европейский рынок. А он традиционно страдает от перепроизводства (хорошо еще, что угроза грузин и молдаван ввязаться в эту конкурентную войну пока не воспринимается в Западной Европе всерьез). Причем, главный маршрут на этот континент для чилийских, аргентинских, калифорнийских и австралийских вин проходит через Великобританию – одного из крупнейших в мире потребителей этой продукции.

Как бы то ни было, но общемировое перепроизводство благородного напитка достигло примерно трети всего объема. Надежды на колоссальный рынок Китая, увы, не оправдались, ибо эта страна уже самостоятельно обеспечивает себя вином, и даже экспортирует его, в том числе и в страны Европы. В этих условиях Европейская комиссия выдвинула жесткий план – выкорчевать в течение пяти ближайших лет лозу на площади 400 тысяч гектаров из 3,4 миллиона, отведенных под эту ценную культуру. Взамен добровольно пострадавшие владельцы плантаций получат финансовые средства для перепрофилирования своего производства или досрочного выхода на пенсию. При этом свои права виноделов они должны будут передать более успешным коллегам. А в дальнейшем Комиссия хочет вообще покончить с общеевропейскими субсидиями виноделам, передав решение этой проблемы непосредственно правительствам заинтересованных стран ЕС.

Однако эта программа брюссельских чиновников вызвала, как и следовало ожидать, не благодарность, а резкую критику.

Виноделы дружно обвиняют европейские власти в нежелании учитывать не только многовековые традиции, но и современные реалии, сложившиеся в обществе. А ведь Европа – крупнейший в мире не только производитель, но и потребитель качественных виноградных вин, этот показатель равен не менее 60%. К тому же страны Старого Света – одновременно крупнейшие и экспортеры, и импортеры этой продукции. Здесь сконцентрированы очень крупные интересы и огромные финансовые средства. Отметим, что в Европе сейчас насчитываются около 1,6 миллиона виноделов. Ежегодные субсидии ЕС составляют 1,4 миллиарда евро из 44 миллиардов, которые предназначены для всей единой сельскохозяйственной политики.

Брюссель пытается успокоить работников отрасли, обещая затратить на «конверсию» 2,4 миллиарда евро, и призывая не протестовать слишком резко, выливая избыточную продукцию на асфальт. По мнению члена Европейской Комиссии Марианн Фишер Бель, отвечающей в ЕС за политику в области сельского хозяйства, необходимо, прежде всего, сократить субсидии, выделяемые владельцам предприятий, на которых виноматериалы перегоняются в спирт для технических нужд и различные напитки. По ее мнению, Европа «производит слишком много вин, которые не находят сбыта. Мы тратим не оправданно много денег на утилизацию избытка, вместо того, чтобы улучшать качество и повышать конкурентоспособность».

А пока исполнительный орган ЕС распорядился превратить более 730 миллионов (!) бутылок французского и итальянского вина в горючее, моющие средства и дезинфектанты, в русле так называемой кризисной дистилляции. На эту цель ассигновано свыше 130 миллионов евро, а в прошлом году было израсходовано полмиллиарда евро, причем больше всех пострадало испанское вино (см. статью «Испанские вина – в «большой тройке»): не по назначению использовали около 25% продукции этой солнечной страны.

Конечно, виноделы пытаются доказать, что плоды их нелегкого труда – особый продукт, он не предназначен для массового рынка. Если попытаться приспособить его к такому рынку, то некоторые знаменитые марки, выпускаемые в ограниченном количестве, попросту исчезнут. Однако часть производителей и торговцев вынуждены признать, что в современной глобализованной экономике серьезные перемены в старинных традициях виноделия неизбежны. Иначе невозможно наращивать экспорт и на равных бороться с новыми конкурентами.

Принятие окончательного решения по предложению Европейской комиссии ожидается не ранее лета 2007 года, после президентских выборов во Франции весной того же года.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Страсти разгораются не только вокруг вина. В Европе, где водка становится все более популярной в качестве ингредиентов коктейлей, вдруг заговорили о «водочной войне».
Она вызвана спорами о том, из какого именно продукта должен производиться этиловый спирт для этого напитка. Страны – традиционные производители, такие, как Польша, Швеция и Финляндия, требуют от руководства ЕС, чтобы водкой считался только напиток на основе злаковых и картофеля, а не виноградных спиртов. Против такого решения выступают Великобритания, Нидерланды, Франция и Австрия. При этом британцы, например, ссылаются на то, что водка «Смирнофф» в их стране начала выпускаться в 1952 году, задолго до того, как появились шведский «Абсолют» и финская «Финляндия».

Самой пьющей нацией в Европе еще недавно было принято считать ирландцев. Однако все течет и изменяется: в этой квалификации: «пальму первенства», по данным экспертов ЕС, теперь вполне могут оспаривать и другие страны, в первую очередь – Дания, причем особенно это касается молодежи и подростков.
Достаточно сказать, что в стране знаменитого пива «Туборг» и «Карлсберг», 89% 16-летних подростков в прошлом году хотя бы один раз напивались допьяна. Данные Копенгагенского университета свидетельствуют: половина 15-летних подростков мужского пола и 37% их ровесниц выпивают каждую неделю.
В целом, на страны ЕС приходится самое большое ежегодное потребление спиртных напитков – 11 литров чистого спирта на каждого взрослого, что в 2,5 раза больше, чем в среднем в мире. Это оборачивается крупными финансовыми потерями – в результате дорожно-транспортных и прочих происшествий, а также болезней и потери трудоспособности, в 2003 году материальный ущерб составил 125 миллиардов евро.
В докладе содержится призыв к Европейской комиссии и правительствам стран-участниц ЕС принять меры по регулированию рынка спиртных напитков, ограничить их рекламу, особенно на телевидении, увеличить налоги на алкоголь, требовать нанесения на этикетки бутылок с крепкими напитками надписей об их вреде для здоровья человека. Однако эта отрасль европейской экономики очень мощна и влиятельна, поэтому правительства не спешат с введением ограничений. Как бы то ни было, Европейская комиссия намерена рассмотреть этот тревожный доклад до конца года.

Французский суд признал виновным и оштрафовал на крупную сумму самого известного производителя вина «Божоле» Жоржа Дюбефа. Этот 72-летний «Король Божоле», как оказалось, перемешивал вино урожая удачного года с посредственным, что запрещено для качественной продукции. Суд вынес строгий приговор, хотя обвиняемый утверждал, что он не знал о мошенничестве своего управляющего, а, кроме того, произведенные таким образом 300 тысяч бутылок «Божоле» не успели поступить в продажу.
Ж.Дюбеф занялся винным бизнесом 50 лет назад: он развозил на велосипеде вино по ресторанам. Позднее внес главный вклад в популяризацию «Божоле» во всем мире, и сегодня наибольшая часть этого вина экспортируется во многие страны.
Только компания этого французского бизнесмена ежегодно продает более 30 миллионов бутылок «Божоле» в 120 государств.

№3, 2006

№3, 2006