Научно-практический семинар Европейского учебного института «Смоленск – Минск – Белосток»


(аналитический отчет)

В МГИМО 15-16 марта 2010 года состоялся рабочий семинар по исследовательскому проекту «Смоленск – Минск – Белосток: региональное измерение Восточного партнерства ЕС». Координатором проекта выступил Европейский учебный институт при МГИМО (ЕУИ).

Семинар проводился в рамках реализации Региональной стратегии ЕУИ, направленной на установление сетевого партнерства между Институтом и региональными научными центрами в России и за рубежом, а также на исследование регионального измерения в сотрудничестве России с Европейским Союзом.

Целью встречи стал анализ возможностей сотрудничества России, Белоруссии и Польши в развитии региональной составляющей во взаимоотношениях России и ЕС. Также семинар был ориентирован на изучение первых практических итогов программы «Восточное партнерство» ЕС, на анализ возможных путей трансформации политического режима Белоруссии после подключения этой страны к «Восточному партнерству» и влияния этих процессов на отношения России и Белоруссии.

Рассматривалась также проблематика многоуровневого диверсифицированного сотрудничества вдоль основной автомобильной трассы из России через Белоруссию в Польшу. Отдельно на семинаре анализировались региональные интересы Смоленской области, областей Белоруссии и воеводств Польши в трансграничном международном контексте.

На открытии мероприятия выступили директор ЕУИ М.Л. Энтин и заведующий кафедрой политики ЕС ЕУИ О.Н. Барабанов, которые изложили цели и задачи проекта. Наряду с сотрудниками МГИМО в семинаре приняли участие представители консорциума «Агентство гуманитарных технологий – Центр социальных инноваций» (г. Минск), Администрации Смоленской области, Университета Белостока, Белорусского института стратегических исследований, ГУ-ВШЭ, Института Европы РАН, ИМЭМО РАН, Московского университета МВД России, Смоленского государственного университета, Центра международной и региональной политики (г. Санкт-Петербург).

Первый блок докладов на семинаре был посвящен реализации программы «Восточное партнерство» Европейского Союза. Советник ректора МГИМО, доцент кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО А.В. Мальгин выступил с докладом о процессе практического осуществления «Восточного партнерства». Он рассмотрел возможности коадаптации «Восточного партнерства» и отношений России и ЕС, а также конвергенции «Восточного партнерства» и существующих механизмов интеграции на постсоветском пространстве, таких, как Таможенный союз и Союзное государство. В этой связи докладчик остановился на гармонизации технических регламентов России, Белоруссии и ЕС для активизации инвестиционной деятельности, на более полном использовании опыта еврорегионов в отношениях трех стран, на гармонизации и последующей интеграции пространства внутренней безопасности в регионе, в т.ч. в визовом аспекте для интенсификации «малого приграничного движения». Отдельно докладчик остановился на роли Польши для России, на естественности укрепления отношений двух стран.

Заведующий центром Института Европы РАН Н.Ю. Кавешников охарактеризовал практические шаги «Восточного партнерства» по четырем основным платформам – демократизации и эффективного управления; экономической интеграции; энергетики; контактам между гражданами. Докладчик призвал не преувеличивать политическую значимость «Восточного партнерства», и в этой связи для России, по его мнению, было бы полезно ad hoc принять участие в его технических проектах, в т.ч. используя начавшийся процесс гармонизации технических регламентов России с аналогичными регламентами ЕС, Белоруссии и Казахстана.

Заведующая кафедрой права ЕС Университета Белостока М. Зданович проанализировала процесс финансирования проектов приграничного сотрудничества Польши с регионами России и Белоруссии, как на национальном уровне, так и в рамках Европейского Союза в целом. Особый акцент докладчица сделала на проектах охраны окружающей среды, эффективной системы пограничного и таможенного контроля, сетевом сотрудничестве местных общин, формировании в регионе «пространства развития» как в контексте экономической конкурентоспособности, так и в плане развития туризма.

Директор центра региональных политических исследований МГИМО И.М. Бусыгина отметила необходимость дистанцирования региональных программ ЕС от «высокой политики». Докладчица подчеркнула индивидуальность каждой программы, за реализацией которой стоят интересы отдельных государств-членов ЕС (на примере «Восточного партнерства» и «Северного измерения») и сделала вывод о необходимости децентрализации в осуществлении проектов сотрудничества со стороны России и смягчении централизованного контроля за субъектами Федерации в инициировании данных проектов.

Профессор Университета Белостока А. Долива-Клепацка выступила с докладом о визовом регулировании Шенгенской зоны и возможностях его адаптации для развития «малого приграничного движения» между Польшей и Белоруссией и Россией. Старший преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО И.В. Болгова отметила внутреннюю неоднородность стран-участниц «Восточного партнерства» и предложения по индивидуализации проектов ЕС применительно к каждой из стран. Научный сотрудник Института Европы РАН А.А. Стрелков охарактеризовал роль России и Белоруссии в тематических программах «Восточного партнерства».

Отдельный блок докладов на семинаре был посвящен проблематике реализации «Восточного партнерства» в Белоруссии. Председатель консорциума «Агентство гуманитарных технологий – Центр социальных инноваций» (г. Минск) В.В. Мацкевич остановился на ряде ограничений на пути осуществления данной программы в Белоруссии. В их числе докладчик отметил непризнанность белорусского парламента странами ЕС в связи с оценкой недемократичности выборов в Белоруссии со стороны ЕС, что не дает возможности Белоруссии в полном объеме подключиться к работе Парламентской ассамблеи «Восточного партнерства». По словам докладчика, сейчас прорабатываются варианты, чтобы к Парламентской ассамблее могли подключиться представители оппозиционных партий Белоруссии и лидеры НПО, но окончательного решения пока не принято. Другой вопрос – отсутствие в Белоруссии признаваемых Европейским Союзом структур местного самоуправления, что мешает налаживанию сотрудничества приграничных областей Белоруссии (Гродненской и Брестской) с близлежащими регионами Польши и Литвы в рамках местного измерения «Восточного партнерства». Также докладчик отметил неинтегрированность Белоруссии во многие общеевропейские механизмы отраслевого сотрудничества (такие, как Болонский процесс), что также затрудняет реализацию совместных проектов по «Восточному партнерству». Еще одной проблемой, по словам докладчика, является необходимость образовательной переподготовки белорусских госслужащих по экономике, политике и праву ЕС, поскольку имеющийся сейчас уровень знаний и информации о Европейском Союзе не позволяет эффективно реализовывать совместные проекты.

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Д.А. Мельянцов остановился на политике маневрирования Белоруссии между Россией и ЕС, которая начала реализовываться с 2007-2008 гг. В этой связи докладчик отметил, что ЕС фактически стал проводить политику уступок в отношении Белоруссии, когда выдвинутые Евросоюзом в 2006 г. 12 условий для нормализации политических отношений затем были сведены к пяти, а на практике было выполнено только одно – освобождение политических заключенных, и ЕС, по словам докладчика, фактически отказался от своей первоначальной позиции и не настаивает на выполнении остальных.

Поэтому Д.А. Мельянцов подчеркнул, что, по его мнению, нельзя говорить о формировании ценностно-идеологического ядра нормализации отношений ЕС и Белоруссии, и доминирующим фактором здесь является только геополитическая рациональность. Докладчик также отметил, что в имиджевом плане именно ЕС стал своего рода заложником существующей ситуации, когда пошел на нормализацию отношений без выполнения 12 условий, и сейчас его позиции здесь гораздо слабее, чем Белоруссии, которая, по его мнению, может в любой момент отказаться от «Восточного партнерства». Также было отмечено, что нормализация отношений Белоруссии и ЕС расколола гражданское общество в Белоруссии, поскольку, с одной стороны, в среде политической оппозиции возникло чувство, что ЕС их «предал», но с другой стороны, неполитизированные НПО Белоруссии получили гораздо больше возможностей для интернационализации своей деятельности в рамках Форума гражданского общества «Восточного партнерства». В итоге докладчиком был сделан вывод, что именно Форум гражданского общества является наиболее эффективной структурой «Восточного партнерства» в Белоруссии.

Доцент кафедры политической теории МГИМО К.Е. Коктыш остановился на том, что глобальный финансовый кризис изменил структуру экономики Белоруссии, и для поддержания стандартов социальной политики на прежнем уровне Белоруссия в последний год перешла к активным внешним заимствованиям и росту долгового бремени, при этом на социальные нужды перенаправляются средства от международных инвестиционных программ, что в свою очередь, может сдержать внешних инвесторов от углубления сотрудничества с Белоруссией.

Профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО К.П. Боришполец сравнила политику Белоруссии в отношении ЕС и России в последние годы с классической «игрой развивающихся стран», стремящихся получить наибольшие выгоды, используя противоречия между их большими соседями. Докладчица также проанализировала современную динамику эволюции белорусского общества, сделав акцент на его все большей атомизированности в условиях замкнутости всех политических процессов на одно лицо, также в докладе был проанализирован «поколенческий разрыв» и его влияние на дальнейшее развитие белорусского общества.

Плодотворную дискуссию на семинаре вызвал доклад начальника отдела научных проектов МГИМО П.А. Демидова о специфике становления региональной идентичности в приграничных с Литвой районах Белоруссии. Докладчик остановился на анализе общественного мнения в городе Ашмяны, на проектах локального сотрудничества на уровне гражданского общества между Ашмянами и Вильнюсом, а также между Ашмянами и польским городом Сувалки. В этой связи В.В. Мацкевич отметил сохранение во многих районах Белоруссии исторического единства самоидентификации как «Виленщины» и восприятие локальным общественным мнением именно Вильнюса, а не Минска как духовного центра притяжения.

О.Н. Барабанов остановился на тенденциях в локальном общественном мнении к самоидентификации белорусов в качестве балтского («литвинского»), а не славянского этноса. Д.А. Мельянцов в этой связи охарактеризовал развитие литвинской субкультуры в молодежной среде Белоруссии и интерес к археологическим раскопкам балтских памятников на территории страны. К.Е. Коктыш указал, что в приграничных с Литвой районах Белоруссии вызревает восприятие именно белорусских литвинов как исторического ядра литовского этноса, в отличие от находящихся сейчас в Литве  субэтнических групп аукштайтов и жемайтов, которые в исторической ретроспективе занимали с точки зрения литвинов маргинальное положение в формировании современного литовского этноса. А.В. Мальгин указал на тенденцию к идентификации Белоруссии как «другой Руси» в общественном мнении, также он остановился на сложностях в реализации программы «Карты поляка» для польского этнического меньшинства в Белоруссии. П.А.Демидов отметил в этой связи и стремление этнических белорусов в западных областях получить «Карту поляка» как своего рода «пропуск в ЕС».

Председатель Землячества белорусских студентов МГИМО Г.Плащинский выступил с докладом об интернациональной структуре студенчества МГИМО и о мероприятиях по развитию национальной культуры, проводимых белорусским Землячеством.

Следующий блок докладов был посвящен роли Смоленской области в региональном измерении сотрудничества России с ЕС и Белоруссией. Начальник Управления инвестиционной политики Департамента экономического развития и торговли Администрации Смоленской области Е.Н. Рыбалко выступила с докладом об основных инвестиционных проектах Смоленской области как в сфере логистики и развития транспортной инфраструктуры, так и в различных отраслях промышленного производства. Начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке Л.Н. Малютенко отметила необходимость усиления студенческого и молодежного компонента в развитии сотрудничества на региональном уровне. Проректор по научной работе Смоленского государственного университета А.Г. Егоров остановился на исследовательских проектах, реализуемых по данной теме в Смоленске, в частности, на работе по изучению т.н. «Смоленского архива», комплекса документов, вывезенного немцами на Запад, – который является ценным источником информации по истории международных отношений в регионе. Также докладчик остановился на исторической роли Смоленска в контексте отношений России и Великого княжества Литовского.

Еще одной темой на семинаре стала роль исторического наследия в отношениях России, Белоруссии и Польши. Заместитель директора Института международных исследований МГИМО В.И. Мизин выступил с докладом об исторических стереотипах образа поляков в России и русских в Польше и путях преодоления взаимного негатива в общественном мнении двух стран. А.В. Мальгин рассказал о деятельности совместной Российско-Польской рабочей группы по сложным вопросам, которая объединяет историков, политологов и юристов двух стран, и российская часть которой базируется в МГИМО.

Д.А. Мельянцов остановился на том, что проблема непростых исторических стереотипов существует и во взаимном общественном мнении России и Белоруссии. Старший преподаватель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России А.И. Клименко в этой связи посвятил свой доклад идеологическому измерению сотрудничества России и ЕС и возможностям формирования Общего идеологического пространства России и ЕС. Особо докладчик отметил роль университетов в формировании идеологических постулатов в общественном мнении.

Энергетические аспекты взаимоотношений России с Белоруссией и Польшей были затронуты в докладе доцента кафедры политических проблем мировой энергетики факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики А.В. Белого. В этом контексте докладчик отдельно остановился на проекте Балтийской трубопроводной системы – 2 и ее влиянии на трансформацию энергетических потоков в регионе.

Выступая на заключительном заседании конференции, директор ЕУИ М.Л. Энтин суммировал ее результаты следующим образом. По итогам обсуждения все участники высказались за продолжение сотрудничества. Ими были поддержаны идеи его институционализации. Было достигнуто понимание относительно того, что за первой встречей в рамках проекта последуют дальнейшие шаги. Проект будет осуществляться как объединяющий многочисленные децентрализованные многосторонние и индивидуальные инициативы организаций–учредителей проекта. Децентрализованная деятельность будет открыта для подключения других организаций и регионов. Она должна включать в себя самые разнообразные формы оказания образовательных, исследовательских, экспертных и иных услуг, востребованных странами и регионами, охваченными сотрудничеством по проекту, образовательными объединениями, бизнесом и гражданским обществом. Было решено создать постоянный секретариат проекта в Смоленске и на ротационной основе два раза в год проводить его общие форумы.

Участники семинара пришли к согласию, что в ходе дальнейшей работы проекта представляется целесообразным рассмотреть в т.ч. следующие научно-практические темы:

- транспортный коридор Смоленск-Минск-Белосток-Москва и обустройство его экономической, социальной и иной инфраструктуры

- приграничное сотрудничество: позитивный опыт отдельных стран и регионов и возможности его использования (с привлечением к участию Калининградской области России)

- возможности регионального и субрегионального сотрудничества России, Польши и Белоруссии

- возможный вклад регионов и регионального сотрудничества в переформатирование и реализацию Восточного партнерства

- учет опыта и проблематики приграничного и субрегионального сотрудничества в новом базовом соглашении  между Россией, ЕС и его государствами-членами

- создание зоны свободного передвижения людей в треугольнике Россия-Белоруссия-Польша с использованием инструментария  упрощения визового режима и его отмены

- сотрудничество в области образования, подготовки и переподготовки кадров, в том числе государственных служащих  (поощрение взаимной мобильности, приглашение преподавателей, взаимное участие в проводимых мероприятиях, проведение совместных исследований, организация стажировок)

- проведение исследований по вопросам обеспечения энергетических потребностей региона сотрудничества

- привлечение инвестиций в экономику Смоленской области

- превращение Смоленской области в пилотный регион реализации «Партнерства ради модернизации» между Россией, ЕС и его государствами-членами

- возможная координация и согласование миграционной политики ЕС, его государств-членов, Белоруссии и России

- создание общеевропейского пространства законности, свободы и безопасности, включая сотрудничество судебных и полицейских органов в гражданско-правовой и уголовно-правовой сферах

- студенческое и молодежное измерение трансграничного сотрудничества в регионе

- исторические аспекты отношений России, Белоруссии и Польши

- проблемы национальной идентичности и национальных стереотипов в регионе

- задачи демифологизации региональной истории и политики

- роль университетов в укреплении сотрудничества в регионе.

© Олег БАРАБАНОВ, профессор, д.полит.н.,
заведующий кафедрой политики и функционирования ЕС
и Совета Европы ЕУИ при МГИМО (У) МИД России