Балтика – Средиземноморье: конкурентные проекты?


Пока Франция, готовясь к председательству в Европейском Союзе во втором полугодии 2008 года, завершала работу над своей масштабной инициативой – созданием Союза для Средиземноморья, другая группа стран пыталась оживить проект, связанный с сотрудничеством в районе Балтики.

В Риге в июне прошло заседание Совета государств Балтийского моря. Эта структура была создана в 1992 году по инициативе Германии и Дании с целью развития сотрудничества прибрежных стран после распада Советского Союза и созданной им системы. Совет обслуживается секретариатом, находящимся в Стокгольме, и продвигает множество инициатив, которые призваны сказаться на жизни этого региона, в котором проживают около 100 миллионов человек.

Тем не менее, особых следов его деятельности не видно, а принимаемые им решения не обязательны, а лишь рекомендательны. Да и политическая конфигурация за почти два десятилетия существования Совета на Балтике изменилась. Все прибрежные страны за исключением России вошли в ЕС. По ряду важных вопросов между ней и некоторыми из других балтийских государств имеются существенные противоречия. В этих условиях Швеция вообще предлагает свернуть работу Совета и заменить его усиленным сотрудничеством в регионе в рамках ЕС. Европейской Комиссии в прошлом году поручено разработать совместную стратегию ЕС для Балтики, она должна быть представлена в 2009 году. На этом фоне Польша и Швеция намереваются со своей стороны предложить партнерам по ЕС еще более решительное региональное взаимодействие, в котором можно увидеть стремление строить его без России, а то и совместно – против нее в спорных вопросах.

Проявлением неэффективности этого Совета в нынешнем виде можно считать невозможность договориться относительно самого крупного и важного для всего региона проекта – строительства газопровода «Северный поток», который должен связать по дну моря Россию и Германию. Некоторые прибрежные страны по политическим и идеологическим (Польша, Литва, Эстония, в меньшей степени Латвия) и по экологическим мотивам (Швеция) выступают против этого проекта. Финляндия нейтральна. Дания, а особенно Германия и Россия поддерживают его, считая одним из краеугольных камней обеспечения энергетической безопасности Европы с середины будущего десятилетия. Однако об этом наиболее серьезном вопросе в принятой в Риге итоговой декларации ничего не говорится.

В этом документе выделены пять приоритетных направлений действий: охрана окружающей среды и борьба с изменениями климата; экономическое развитие, энергетика, образование и культура; вопросы безопасности граждан, в том числе противодействие торговле людьми.

Положение, сложившееся в региональном сотрудничестве на Балтике, многое должно подсказать Франции, выдвигающей еще более крупный и спорный проект – развития подобного сотрудничества в районе Средиземного моря. Напомню, что эта инициатива Парижа направлена на сближение стран Северной Африки, Ближнего Востока и европейских государств, имеющих выход к этому морю (в основном они уже вошли в ЕС). Однако многие из стран средиземноморского юга и востока (упомянем хотя бы Турцию или Ливию) не горят желанием входить в эту новую структуру, другие европейские страны ЕС, не имеющие средиземноморского побережья, воспринимают предложение Парижа как стремление создать нечто, как говорится, под себя. В итоге от грандиозной инициативы, выдвинутой год назад президентом Франции Никола Саркози в день своего избрания на этот пост, мало что остается. Идея загоняется в жесткие рамки брюссельских порядков, а учет реалий региона (например, арабо-израильский конфликт) лишает ее политической амбициозности. Однако, невзирая на теперешние скромные очертания этого проекта, именно в этом направлении будет двигаться французская дипломатия в течение полугода председательства в ЕС. Помогут ли ей уроки опыта сотрудничества на Балтике?

Светлана ФИРСОВА

№6(23), 2008