Разобьется ли лодка Камерона и Клегга об утесы ЕС


Континентальная Европа не очень верит в прагматизм тори

Жреческая каста политологов в странах Евросоюза продолжает довольно нервно гадать, словно авгуры по полету птиц, как долго продержится альянс пришедших к власти британских консерваторов и либеральных демократов, прежде чем они разругаются. Разругаются по все еще ключевому вопросу общеевропейского общежития: будем сплачиваться или отдаляться? Вместе или порознь, и если вместе, то всегда или от случая к случаю?

Манифест из 11 пунктов, обозначающий приоритеты нового кабинета, вроде бы сбивает накал страстей, поскольку коалиционные партнеры приняли мягкую и явно компромиссную формулу: Британия будет «позитивным участником» Европейского Союза, но отвергает какую-либо передачу дополнительных суверенных полномочий транснациональной администрации, заседающей в Брюсселе. Прежние инициативы провести референдум по членству в ЕС скормлены бумагоглотающему шредеру.

Однако в континентальной Европе поглядывают на брак по расчету между тори и либдемами с опаской и скепсисом. Агнес Александр-Колье, госпожа профессор из университета французского города Дижон, которая специализируется на «британской цивилизации», исполнена глубокого недоверия к альянсу, воспринимаемого ею как мезальянс. К тому же она повторяет известный аргумент, что Дэвид Камерон – фигура зависимая, вынужденная считаться с архи-консервативным крылом внутри своей партии, которое настроено менее миролюбиво и менее прагматично, особенно, когда речь заходит о месте и роли Британии в Евросоюзе.

Госпожа профессор напоминает, что в прошлый раз в 1977 году брак по расчету между лейбористами и либдемами продержался всего несколько месяцев. Между тем позиции двух партий были намного ближе по духу, чем у нынешних партнеров на Уайтхолле. «Я думаю, что коалиция распадется», – пророчествует эксперт из главного города Бургундии, более известного своей горчицей, чем горгульями на соборе Дижонской богоматери.

Обозреватель швейцарской «Тан» также прокручивает, как скрипучую патефонную пластинку, тезис о том, что Камерон в недалеком прошлом грозился «репатриировать» в Вестминстерский дворец те права и привилегии, которые забрали себе Европарламент и Еврокомиссия, особенно в социальной сфере. В то время как Клегг пользуется репутацией «еврофила», хотя, строго говоря, неоднократно ставил под сомнение высшую мудрость брюссельских чиновников, среди которых он также еще недавно делал себе карьеру и имя для большой политики.

В самой Британии нет единства мнений о том, какой срок годности стоит на продукте под названием альянс тори и либдемов. Стив Ричард из «Индепендент» считает, что нынешнее правительство «самое хрупкое в современной истории». С такой уничижительной оценкой категорически не согласен член палаты лордов Леон Бриттен, у которого юный Ник Клегг служил в ту пору, когда он был вице-президентом Европейской Комиссии. По остроумному замечанию лорда Бриттена, именно он побуждал юношу, будущего лидера либеральных демократов, «заняться политикой и стать консерватором – в итоге, одна победа и одно поражение».

В статье, опубликованной лордом Бриттеном на страницах лондонской «Таймс», политик-старожил раскрывает «тайный образ мысли» Клегга и делится своим оптимистическим видением будущего альянса. Оказывается, Клегг в пору своей еврослужбы «не имел никаких иллюзий по поводу того, что решения, принимаемые в Брюсселе, не заслуживает автоматической поддержки, как и решения, исходящие с Уайтхолла». У Клегга есть даже планы «радикальной перестройки европейских институтов власти».

Теперь в союзе с единомышленниками Клегга тори смогут более решительно отстаивать в ЕС принципы свободной торговли, утверждает автор. Прежде их могли заподозрить в попытке претворить в жизнь «тэтчеровскую идеологию», а сейчас их прикроют либдемы, и цель станет достижимой. В трактовке лорда Бриттена, «прагматизм консерваторов и идеализм либеральных демократов может оказаться выигрышной комбинацией карт». Нет сомнения, что скептики отметут благостные рассуждения лорда, хотя под тем основанием, что в таком почтенном возрасте хочется всему умиляться и выдавать желаемое за действительное.

В свою очередь корреспондент «Нью-Йорк таймс» в Лондоне Алекс Мэсси видит также много схожего в мировоззрении двух партий. Это акцент на гражданских свободах, на реформах налогового режима и образования, а также на децентрализации избирательной системы. В их мировоззрении также обнаруживаются точки соприкосновения: они верят апостолу консервативных ценностей Эдмунду Бёрку, которого так любила цитировать железная леди, особенно когда тот восхваляет «маленькие взводы» (little platoons) – семью, соседей, общественные ассоциации, благотворительные общества, церкви и так далее.

Вместе с тем американский наблюдатель настроен критично в том, что касается «позитивного участия» Британии в делах европейских. На ближайшие пять лет он советует об этом забыть: отношения Британии с Евросоюзом «поместят в криогенную камеру, где временно прекращаются все жизненные функции, с табличкой: «Не будить до 2015 года». В любом случае, разброс мнений показателен, что побуждает с особым пристрастием наблюдать за маневрами коалиции на европейском направлении.

Владимир МИХЕЕВ

№6(45), 2010