Венгерские крайности


В Венгрии по итогам парламентских выборов меняется правительственное большинство. На смену социалистам приходят правые из партии ФИДЕС.

Для этой страны в таком чередовании у власти нет ничего необычного. Сюрприз преподнесли как раз социалисты во время предыдущего голосования, когда впервые за историю послекоммунистической Венгрии правящая партия власти не потеряла, сохранив ее подряд две легислатуры. Сейчас можно разве что удивляться масштабу победы прежней оппозиции или масштабу поражения правительственных сил – кому как больше нравится. В самом деле, ФИДЕС завоевала две трети состава парламента.

Но для этого есть закономерные причины, главная среди которых – последствия глобального финансово-экономического кризиса. Венгрия оказалась в числе особо пострадавших от него. В 2009 году ВВП сократился на 6,3%, безработица составляет 11,2% самодеятельного населения. Правда, уходящему правительству ценой жестких финансовых мер удалось немного улучшить положение. В прошлом году оно смогло снизить дефицит госбюджета до 4% ВВП с 9,3% в 2006 году. Именно этот показатель вызывал и до кризиса особую тревогу в стране и у инвесторов.

Однако особенностью венгерских выборов стал другой фактор – крупный успех экстремистской националистической партии ЙОБИК (Движение за лучшую Венгрию). Эта типичная протестная группировка, спекулирующая на реальных или мнимых страхах бедной, маргинализированной части населения (в данном случае, преимущественно селян), смогла стать третьей по степени поддержки избирателей политической силой страны. Примечательно, что такого результата ей удалось добиться в условиях практического отсутствия доступа к ведущим СМИ.

Главным козырем движения стали обещания побороть цыганскую преступность, которой боятся многие венгры, особенно в провинции. Однако доставалось не только цыганам, но и другим меньшинствам, Западу и, можно сказать, всей современной жизни вообще. Добавлю, что военизированные формирования партии и ее символика уходили корнями во времена между двумя мировыми войнами, когда венгерский диктаторский режим заигрывал с гитлеровцами и даже стал их союзником.

Такое положение дел насторожило международные экономические круги, инвесторов. Лидер победителей и будущий премьер-министр Виктор Орбан встревожен силой, которую набрали ультранационалисты. Он пообещал минимизировать их влияние на принятие решений и постепенно стереть их с венгерской политической арены. Ключ к этому, по его словам, – «как можно более успешная работа правительства, что ослабит в будущем крайне правых».

Андрей СЕМИРЕНКО