Главная > Дневник событий > Гордон Браун усидел в колченогом кресле

Гордон Браун усидел в колченогом кресле

image_pdfimage_print
Его кабинет пустеет на глазах: всего за одни сутки из правительства Гордона Брауна гордо удалились «по собственному желанию» четыре высокопоставленных сановника. Министр внутренних дел Джеки Смит, секретарь кабинета Том Уотсон, министр по делам детей Беверли Хьюз и министр муниципального управления Хейзел Блирз. Ранее сошли на берег глава ведомства труда и пенсионного обеспечения Джеймс Первелл и министр обороны Джон Хатон. Ничем иным, кроме как паническим бегством с накренившегося и, пожалуй, уже тонущего дредноута, это не назовешь.

А если присовокупить накачиваемые под давлением в общественное мнение слухи о неизбежном уходе самого премьера? А если начать смаковать спекуляции на тему о бунте видных лейбористов, готовых отдать на заклание своего лидера, лишь бы спасти партию от унизительных насмешек?

Поговаривают, что полным ходом идет сбор подписей под обращением к премьер-министру с просьбой – уйти самому, добровольно, по-хорошему. Главные заговорщики – это люди из команды предыдущего премьера, так называемые «блэриты» – Стивен Байерс и Алан Милберн.

А еще недавно все было безоблачно. Браун, будучи канцлером казначейства, то есть министром финансов в кабинете Тони Блэра, пользовался заслуженной репутацией умелого управленца. Своего рода «крепкого хозяйственника». На вторых ролях у него был вполне приличный кредит доверия со стороны лояльных к лейбористам избирателей, что обеспечило ему сравнительно мягкую посадку в кресло главы правительства (если забыть о шпильках, подпущенных Чери Блэр, таившей на него обиды, скорее всего, за тихое и упрямое подсиживание ее супруга).

Но стоило Брауну встать у руля на капитанском мостике, как грянула буря. Ипотечно-финансовый кризис, серия скандалов с однопартийцами и вот – проигрыш на выборах в местные муниципалитеты (потеряно более 270 мандатов) и в Европарламент (всего 15% – худший результат с 1918 года).

Не много ли для одного уставшего от плохих новостей политика? Согласимся, много. А оппоненты вовсю прессингуют. Лидер тори Дэвид Камерон в ходе парламентских прений, должно быть, не без злорадства констатировал: лейбористская партия «рассыпается на глазах». Ему вторил лидер либерал-демократов Ник Клегг: «С лейбористами покончено».

Даже собственные заднескамеечники (то есть рядовые парламентарии из числа лейбористов) втирают соль в раны: как выразился один из них, процитированный газетой «Файнэншл таймс», лично для Гордона Брауна отставки министров и ближайших помощников – это «начало эндшпиля».

И все-таки премьер переиграл своих недоброжелателей. На закрытом собрании партии он припугнул мятежников тем, что в ответ объявит досрочные выборы, предположительно, на октябрь. Коль скоро рейтинг лейбористов в два раза ниже, чем у их соперников тори, то поражение неизбежно. Следовательно, огромная масса профессиональных «слуг народа» по спискам лейбористов может оказаться не у дел. Для закрепления тактического успеха и для острастки Браун отправил в отставку министра окружающей среды Джейн Кеннеди. И объявил свои резоны: Кеннеди-мол отказалась принести присягу на верность ему как премьеру.

Заметим, что нравы в правящей верхушке остались неизменными. Что лейбористы, что тори – одна репрессивная стилистика. Когда-то еще Маргарет Тэтчер одним махом избавлялась от слабаков в своем кабинете, как их называли «wets», а вернее, от внутренних диссидентов.

Браун маневрирует. Отказался от планов приватизации Королевской почты, вызывавших шок и ярость в рядах лейбористов. Стиснув зубы, согласился провести независимое парламентское расследование того, каким образом было получено согласие вестминстерских депутатов на войну в Ираке. Заодно дал указание приостановить мандат члена парламента и бывшего замминистра охраны окружающей среды Элиота Морли, который попался на том, что положил в карман 16 000 фунтов стерлингов в виде компенсаций за выплаты ипотечного кредита, полностью оплаченного 18 месяцами раньше.

Сможет ли Браун подавить бунт, подтвердив свое прозвище «политического питбуля»? Хватит ли у его противников духа и пороха, чтобы вынудить Брауна выпустить из рук кормило власти? Интрига находится в развитии – продолжение следует. А тем временем безжалостная пресса, почуявшая кровь, привешивает на британскую политическую систему, считавшуюся «матерью всех парламентов», обидный ярлык: «мать всех скандалов».

Владимир МИХЕЕВ

№6(34), 2009