Средиземноморский Союз обретает очертания?


Идея президента Франции Никола Саркози о создании нового объединения, которое он предложил назвать Средиземноморским Союзом, постепенно начинает обретать более конкретные очертания, но одновременно теряет часть идей, которые были заложены в исходный проект.

На встрече в Риме руководители трех крупнейших средиземноморских стран ЕС – Испании, Италии и Франции – нашли некоторые общие формулировки для инициативы французского коллеги.

Во-первых, проекту дается новое название, которое можно перевести на русский язык как «Союз для Средиземноморья». Если он будет окончательно принят, то это – не простая смена вывески. Меняется суть: не союз стран определенного региона, а объединение, которое призвано реализовать некоторые совместные проекты.

Во-вторых, предлагаемый союз не будет ограничен только странами, имеющими выход к Средиземному морю (как планировал Н. Саркози), но станет открытым для всех государств ЕС. Тем самым инициатива из региональной превращается в ЕСовскую. Ее моделью, как уже признают и в Париже, могут стать Северный Совет и Балтийский Совет.

В-третьих, новое объединение не должно заменить существующие программы, а дополнить их. Прежде всего, речь идет об инициированном в начале 1990-х годов Испанией Барселонском процессе, который был призван сближать ЕС с другими странами, расположенными на юге и востоке Средиземного моря. Хотя открыто это не признается, но реальных результатов такой работы пока нет. Н. Саркози хотел подменить своей идеей прежнюю испанскую: его первоначальный проект предусматривал создание именно организации, а не неких отвлеченных процессов. Теперь испанские лидеры говорят об идее президента Франции как о «Барселоне-бис»: такова плата за согласие Мадрида. Кстати, итальянцы тоже не спешили одобрять французскую идею, чувствуя за ней стремление Парижа таким маневром взять на себя роль лидера в Средиземноморье, оттеснив остальных.

Парижу пришлось пойти на уступки не только под воздействием южно-европейских соседей. Не были довольны и многие другие участники ЕС. В Восточной Европе опасались, что сдвиг регионального акцента на юг обернется истощением инвестиционных потоков и внимания к проблемам бывших соцстран. Германия вообще чувствовала себя отодвинутой от этой инициативы и категорически возражала против Средиземноморского Союза в предложенном Францией виде. Эта инициатива, подчеркивали в Берлине, должна быть «открытой всем участниками Союза» и «одобряться всеми».

Очевидно, так и происходит. Но нельзя забывать, что к участию в этом новом объединении приглашались не только страны ЕС, но и все средиземноморские государства. Что думают они по этому поводу?

Французская дипломатия подошла к поручению своего президента ответственно, и его спецпредставитель Ален Ле Руа посетил все страны, имеющие выход к Средиземному морю. Некоторые (Марокко, Тунис) выразили поддержку, другие (Египет и Иордания) обрадовались, страны Адриатического моря (Словения, Босния и Герцеговина, Албания), не участвующие в Барселонском процессе, внимательно отнеслись к предложениям Парижа. Но всеобщего энтузиазма не наблюдается. Так, Алжир, одна из ключевых стран региона, ждет более подробных разъяснений. А Турция, без которой такая конструкция вообще теряет смысл, прямо говорит, что ее не интересуют второсортные союзы, ее интересует только полноценное участие в ЕС.

Тем не менее, Франция при поддержке теперь и Испании с Италией, начинает конкретную подготовку к намеченной на 14 июля специальной сессии Европейского Совета на уровне глав государств и правительств, о созыве которой объявил Н. Саркози. Днем раньше он планирует провести неформальную конференцию с участием лидеров всех стран средиземноморского региона.

Увенчается ли успехом французская инициатива и во что именно она может вылиться, пока говорить рано. Слишком разные интересы у ее потенциальных участников. Вот, например, как излагает межарабская газета «Аль-Хайят» приоритеты арабских стран региона: совместная выработка определения терроризма, которое исключила бы автоматическое причисление мусульман к потенциальным террористам; сбалансированный подход к отстаиванию интересов всех сторон; обеспечение коллективной безопасности как средства противодействия нелегальной иммиграции. Согласятся ли европейцы с такими приоритетами?

Светлана ФИРСОВА

№1(18), 2008