А как бы было здорово,


будь у Брюсселя собственные налоговые поступления

Европейская Комиссия уже не раз давала понять, что она безумно устала вести с национальными государствами бюджетные баталии и очень хотела бы, наконец, получить собственные, автоматически пополняемые, источники, способные материально обеспечить все необходимые направления политики Единой Европы. Конечно, требовать брюссельские бюрократы не вправе, они не самоубийцы, но и всеми силами продвигать идею «европейского налога» им тоже не запретишь.

Речь об этом идет с незапамятных времен. Еще в Римском договоре от 1957 года, основавшем тогдашний «Общий рынок», предшественника нынешнего ЕС, говорилось, что европейская интеграция требует обеспечения из самостоятельных источников. На деле ничего из этого в те годы не получилось, поскольку импортные пошлины, которые должны были принести необходимые средства, были совершенно недостаточными для того, чтобы финансировать работу брюссельской бюрократии на постоянно расширявшемся поле деятельности. Сейчас расклад получается такой: бюджет ЕС на 12% финансируется из таможенных пошлин, на 11% из отчислений от налога на добавленную стоимость, взимаемого в 27 странах Союза, а оставшиеся 76% составляют прямые взносы национальных государств.

Если перевести это на бытовой язык, то 3/4 поступлений в общесоюзную казну зависят от доброй воли национальных правительств. Хотят они спонсировать «все более тесный Союз» со всеми его причиндалами вроде единой валюты и единой внешней политики – дело пойдет, ну а не хотят…

Понятно, что работать в таких условиях брюссельскому чиновничеству не особенно комфортно, хотя за долгие десятилетия оно и притерпелось к этому. Но с неизменным усердием каждый раз выдвигает новые рамочные параметры, способные обеспечить исполнительной власти несколько большую финансовую независимость. Всего таких деликатных намеков на стесненное материальное положение набралось уже шесть.

Европейский налог на добавленную стоимость

Согласно расчетам на 2001 год, если бы всего один процент нынешней суммы поступлений от национальных налогов на добавленную стоимость уходил в Брюссель, исполнительная власть Союза получила бы в свое распоряжение кругленькую сумму в 41 миллиард евро. Что ни говори, а это составило бы примерно треть от нынешнего союзного бюджета. Однако, как говорится, здорово, но невозможно: пока правом установления новых налогов в ЕС обладают только национальные государства.

Европейский авиатранспортный налог

Если бы в столицу Единой Европы отчислялся налог всего лишь в один евро с каждого преодоленного в воздухе километра, то в 2006 году поступления дали бы 12,8 миллиарда евро. На каждый рейс в пределах Европы эти начисления составили бы в среднем 1331 евро. В пересчете на одного пассажира это вылилось бы в несколько евро. Многие национальные государства уже вводят такие налоги, к примеру, в Германии он появится со следующего года. Но отломить хотя бы горбушку от этого пирога Европейской Комиссии пока не удается. Национальные государства предпочитают штопать таким образом дыры в собственных бюджетах.

Европейский топливный налог

Как славно удается поживиться национальным государствам за счет акцизов на бензин, дизельное топливо и другие ископаемые энергоносители, это известно всем. В том числе и Брюсселю, который регулирует основные параметры в этом отношении: сейчас сбор составляет минимум 35,9 евроцентов с литра. Если бы до европейской столицы добралась хотя бы половина этих поступлений, бюджет Союза увеличился бы на 50%. Но, как говорится, съесть он съест, да кто ж ему даст? Уговорить страны поделиться пока не удается – даже посулив им соответствующие снижения взносов в ЕС.

Европейский налог с корпораций

Обложить единым налогом все европейские предприятия было бы, с точки зрения Брюсселя, очень здорово. Но пока невозможно: отсутствует единая база. Уже многие годы все подобные попытки терпят крах, поскольку не удается даже договориться о том, что вообще подлежит налогообложению. И вообще этот источник поступлений для Брюсселя не самый лакомый: прибыли из года в год заметно варьируются.

Европейский налог на финансовую деятельность

Если бы обложить все прибыли финансовых компаний дополнительным пятипроцентным налогом, в Брюссель «приплыло» бы примерно 25 миллиардов евро. Но и тут национальные правительства, уже подсуетившиеся с введением этого налога в своих странах, со столицей Единой Европы делиться совершенно не намерены.

Поступления от аукционов по квотам на выброс двуокиси углерода

Начиная с 2013 года, с торгов будет продаваться все больше сертификатов на выброс углекислого газа в атмосферу. Вроде бы к 2020 году это может принести Брюсселю 20 миллиардов евро. Если на столь удобный источник дохода не наложат лапу все те же злокозненные национальные государства…

Александр ВАРВАРИН

№11(49), 2010