Долговой кризис в ЕС тяжелее, чем в развивающихся странах


Известный бельгийский исследователь проблемы долгов развивающихся стран Эрик Туссен уверен: аналогичные нынешние трудности ряда развитых стран ЕС гораздо серьезнее, чем в 1980-е и 1990-е годы испытали их более бедные предшественники из Африки, Азии или Латинской Америки. Его исходная цифра убийственна. У отстающих из еврозоны задолженность достигает 100% ВВП, тогда как у тех развивающихся стран, которые прошли через этот этап в недавнем прошлом, она составляла 40%.

По его оценке, в нынешней ситуации, например, Греция должна объявить дефолт, провести аудит своего долга, чтобы выявить долю ответственности кредиторов в этой проблеме, и реструктурировать этот долг. Такой подход позволит избежать курса жесточайшей финансовой терапии, прописанной Афинам ее партнерами по зоне евро и Международным валютным фондом (МВФ), что негативным образом сказывается не только на греческом населении, но и на экономических перспективах всей страны.

Сейчас многие в ЕС испытывают большие финансовые проблемы и пользуются поддержкой МВФ.

Приводя пример Греции и указывая на грехи самих кредиторов, Э.Туссен обращает внимание на кредиты, которые ей продолжают предоставлять на закупки военной техники. Так, в условиях беспощадных бюджетных сокращений (только расходы на социальные нужды уменьшены на 20%) военные статьи бюджета не тронуты. При этом условия такого кредитования не вписываются в финансовую логику, учитывающую состояние греческой казны.

Бельгийский экономист в качестве положительных примеров приводит действия Аргентины и Эквадора, которые добились ощутимых результатов в отношениях с кредиторами, выявив долю их вины в возникших у этих стран проблемах.

Прописывая жесткую экономию странам ЕС, как раньше это советовалось развивающимся странам, МВФ совершает большую ошибку, отмечает Э.Туссен, который недавно выпустил книгу под названием «Кризис, какие кризисы?». «Навязывая бюджетную экономию, замораживая реальную покупательную способность населения в десятке стран, МВФ подрывает возможности оживления экономики, единственной меры, которая и позволяет преодолеть последствия кризиса, – считает он. – Это в особой степени важно для Европы, где внутренний спрос обеспечивает 70% ВВП».

По его мнению, другие европейские страны не могут проводить ту же финансово-экономическую политику, что и Германия, которая, затянув пояса, обеспечила экспортный рывок. Это связано с разными структурами экономик и их масштабами. «Я не понимаю, почему действия, которые провалились в других регионах, дадут иные результаты в Греции, Испании или Португалии», – подчеркивает ученый.

Андрей СЕМИРЕНКО

№11(49), 2010