Главная > Финансы & банки > Экономика > Хрустальный башмачок польской Золушки

Хрустальный башмачок польской Золушки

image_pdfimage_print
На восточноевропейских участников Европейского Союза принято смотреть, как не бедных родственников, этаких золушек. Для этого есть основания – уровень жизни и другие социально-экономические показатели у них существенно ниже, чем у западноевропейских старших братьев.

Однако одна из этих золушек показала за последние 2-3 года удивительные результаты, на которые остальные не очень хотят обращать внимание. Это – Польша. Страна оказалась единственной из «двадцати семи», которая в разгар глобального кризиса не столкнулась со спадом, у которой ВВП рос и в 2008, и в 2009 годах, а по итогам 2010 года составит, по имеющимся прогнозам Европейской Комиссии, 3,4%. По европейским меркам это очень высокий показатель. В нынешнем году его можно сравнить с германским. Конечно, масштабы экономики ФРГ неизмеримо больше польских, тем не менее, сейчас можно считать обе эти страны реальными локомотивами развития ЕС.

Секрет такого результата кроется в особенностях структуры экономики Польши. Ее банковская система в докризисные годы не была ориентирована на участие в различных кредитных пирамидах, а предпочитала концентрироваться на обслуживании своих клиентов. Поэтому глобальный банковский крах не так сказался на ней.

Еще один важнейший фактор – крупный внутренний рынок (население страны составляет 40 миллионов человек). Именно на внутренний спрос, а не на экспорт было ориентировано производство. Наконец, свои плоды принесла давняя ориентация на инновационное производство, на креативность, к которым поляков толкала острейшая конкуренция на рынках в ЕС. Достаточно сказать, что в результате сегодня польские фирмы захватывают прочное место даже на германском рынке. Например, базирующаяся в Познани компания «Солярис» ухитрилась поставить полторы тысячи автобусов для 80 немецких городов!

В одном Берлине зарегистрировано 5 тысяч небольших польских фирм, работающих на рынок западного соседа. Конечно, такая картина свойственна не всей Польше, процветание сосредотачивается вокруг отдельных полюсов – в Варшаве, Гданьске, Кракове, превращающемся в технологическую столицу страны. На востоке же сохраняется высокая безработица, гибнет кормивший эту часть Польши аграрный сектор, а эмиграция представляется для многих единственным выходом из жизненного тупика.

Тем не менее, в социально-экономической жизни страны, как и в ее внешней политике примирения с нелюбимыми соседями – Германией и Россией – происходят существенные изменения. Помните знаменитые гданьские судоверфи, где в 1980 году родился профсоюз «Солидарность», разрушивший за десятилетие социалистическую власть в стране? В рамках реструктуризации депрессивной отрасли было решено их закрыть, но местные профсоюзные лидеры решительно выступили против. «Мы будем протестовать вплоть до дворца правительства, мы победили коммунизм, покажем себя и против капитализма». Но повторить успех 30-летней давности не смогли. Что-то действительно глубоко меняется в польском обществе.

Андрей СЕМИРЕНКО

Германская экономика активно пользуется оживлением деловой активности в странах Восточной Европы. За первое полугодие 2010 года экспорт из Германии в этот регион вырос на 20% и достиг почти 103 миллиардов евро против 85,5 миллиарда евро за тот же период 2009 года.
Главным здесь рынком для немецких товаров стала динамичная Польша, а не Россия, как можно было бы подумать. Экспорт на польском направлении составил 31,4 миллиарда евро (+19,3%), на российском – 26 миллиардов евро (+29%).
Восточный комитет германской экономики объясняет отставание российского рынка отсутствием модернизации страны, недостаточной диверсификацией ее экономики и сохранением сырьевой ориентации.

№10(48), 2010

№10(48), 2010