Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Идеалы свободы, справедливости, равенства и солидарности

Идеалы свободы, справедливости, равенства и солидарности

image_pdfimage_print
Европейская цивилизация уходит своими корнями в культуру, традиции и верования Древней Греции и Римской империи. Вместе с ними она унаследовала от греков и римлян их ошибки, пороки и заблуждения. Некоторые из них доставляют истинное наслаждение и заставляют нашу жизнь сиять мириадами красок. Другие в буквальном смысле отравляют наше существование. Но избавиться от них чертовски трудно. Ведь мы от них неотделимы. За тысячелетия мы впитали их всеми своими порами.

А началось все в самые, что ни на есть, стародавние времена, когда только Зевс воцарился на Олимпе. Предпринятый им государственный переворот увенчался полным успехом. Враги были разгромлены, истоптаны и низвергнуты. Власть – поделена между соратниками, родственниками и друзьями. Все были награждены по-королевски. Всем досталось то, чего они хотели.

Сообща боги установили новые правила. Зевсу доверили поддерживать их. Казалось, в мире воцарилась полная гармония. Отныне можно было неустанно веселиться, праздновать и радоваться жизни. Тем более что боги получили в свое распоряжение ничем и никем не ограничиваемое развлечение – вмешиваться в человеческие судьбы, принимать в них участие, менять их по собственному усмотрению, ломать их и исправлять содеянное.

И поступать так бесчисленное множество раз. Ведь фигуры на шахматной доске постоянно обновлялись. Каждое новое поколение рождало своих героев, поэтов и тиранов, которым можно было помогать или мешать, и которых можно было ниспровергать. Завязывались все новые любовные истории, в которых так сладко было участвовать.

Итак, боги были на седьмом небе в прямом смысле слова. У них было абсолютно все – власть, могущество, бессмертие, неиссякаемый источник молодости, наслаждений и развлечений. Они могли предаваться всему, что им нравилось, не пресыщаясь, и не несли за содеянное почти никакой ответственности. Естественно, по рангу. Потому что, конечно, были Зевс, Гера, высшие боги и боги как бы второго круга. Но все-таки боги.

И все было бы восхитительно и замечательно – боги вовсю радовались бы жизни, плели интриги и наслаждались своим существованием – если бы не одно. Видимо, по недосмотру Зевс возвел на Олимп вместе со всеми остальными и Богиню свободы, справедливости, равенства и солидарности – Эсесерис.

Сначала, когда он устанавливал свои правила, она держалась в тени. Но когда дело дошло до их применения, когда боги принялись самоуправничать и наслаждаться жизнью, кто во что горазд, что и есть самоуправничать, Богиня из нее, т.е. из тени вышла и начала во все вмешиваться.

А была Эсесерис, надо признать, по мнению других богов, истинной ханжой. Все она воспринимала буквально: и свободу, и справедливость, и равенство с солидарностью.

Мол, закон одинаков для всех. Если договорились ему следовать, то и все боги должны ему подчиняться. Всегда и во всем. А не выборочно. Когда кто и как на душу положит, и когда хочется.

Боги, конечно, на словах соглашались – куда им было податься. А про себя думали: ну и дура. Что она в жизни понимает. Как можно радоваться жизни и наслаждаться властью, если надо себя все время и во всем ограничивать. Это пускай другие себя ограничивают. А не мы. На то мы и боги. И откуда она только такая выискалась. Нам на голову. Зануда.

А Богиня гнула свое. Мол, устроено все должно быть по справедливости. Если кто что правильно сделал, то наградить. А если что натворил или там набедокурил, то наказать. И не по близости к Зевсу и его сатрапам, а всех. И совершенно одинаково. Без каких-то там любимчиков и родственных связей. Будь то Аполлон, Гермес, Арес или Афродита.

И чтобы решалось все без своеволия. Специально созданными и уполномоченными на то органами.

Нормальными богами и эти ее измышления воспринимались как откровенная ересь. Ну, какие там расследования, суды и комиссии, когда они боги и доподлинно и так все знают. А если что и не знают, то и того лучше. Значит, так судьбе угодно. Или самому Зевсу.

Если за все судить да рядить, так и вся радость из жизни уйдет. А радость жизни, когда власть есть, в том и состоит, чтобы пользоваться ею опять же по своему усмотрению и себе во благо.

У всех должны быть равные возможности, настаивала Эсесерис. Коли у Аполлона небесная колесница есть, то и у других должна быть. Коли Гефест военную амуницию выковывает, то ее все получать должны по записи или по ранжиру. А не по блату. Или рескрипту сверху.

И Амур все свои волшебные стрелы, пробуждающие любовь, должен на сохранение сдать. Чтобы выдавались только под расписку. С обоснованием. И проверенным, ответственным личностям, завоевавшим авторитет и доверие.

Амвросии, божественного напитка, – всем поровну. Пребывание в высших сферах чтобы чередовалось с дежурством в подводном царстве и в Аиде. И на работы общественные чтобы все по графику выходили.

И много еще такого Эсесерис напридумывала, что вконец остальных богов разъярило. Отправились они большой ватагой к Зевсу и потребовали, во избежание еще большего роста недовольства среди обитателей Олимпа и социального брожения, с Богиней разобраться. Варианты – сослать, заточить, приковать к скале на необитаемом острове, лишить всех способностей, низвергнуть в Тартар или просто удавить.

Если не хочет – позволить им самим ее вразумить, да так, чтобы никогда со своими бредовыми идеями по поводу свободы, справедливости, равенства и солидарности больше не высовывалась. Потому что каждому богу положено свое – кому следить за плодородием или за сменой дня и ночи, кому покровительствовать торговцам, влюбленным и т.д.

Зевс их внимательно выслушал, но только посмеялся. Все это ему показалось детскими забавами. Однако мнение его вскоре сильно переменилось.

Эсесерис стала взывать к солидарности с людьми. Дескать, раз они голодают, с ними надо делиться амброзией. И вообще рацион Олимпа существенно подкорректировать. Отказаться от традиции даров, подношений и жертвоприношений и всего такого, что не соответствует веку просвещения.

К тому же, поскольку люди такие несчастные, поскольку они лишены бессмертия, с ними надо поделиться хотя бы частью божественных способностей. А еще всем увечным и юродивым дать возможность последние дни жизни проводить на Олимпе.

Это уже Зевс вытерпеть не мог. Но вконец и он осерчал, когда Богиня, совсем уж забывшись, стала митинги собирать и на них про разделение властей между различными их ветвями, сдержки и противовесы и необходимость ротации политической власти проповедовать.

Вызвал Зевс ее к себе и сказал: «Богиня Эсесерис, ты нам на Олимпе не нужна. Все. Довольно. Мы все от тебя устали. Отправляйся на Землю. Людям в наказание и назидание. Твори там свои противоестественные дела. А здесь больше не появляйся. Ослушаешься, посажу на одну цепь с Цербером у входа в подземное царство. И никогда ты больше не увидишь голубого неба. И щедрому солнцу не возрадуешься». И сбросил ее на Землю.

Но Богиня ничуть этим не опечалилась. Даже, напротив, вздохнула с облегчением. На Земле не было конкурентов и конкуренток, которые бы ей мешали. Которые бы с ней спорили и ее разоблачали. Которые бы ей палки в колеса вставляли и на чистую воду выводили.

И еще она воспользовалась очередной грубой ошибкой Зевса, допущенной им в запальчивости – он об Эсесерис не предупредил людей. Поэтому Богиня представилась им как посланница небес. Законная и полномочная.

С тех пор, в результате недосмотра, постулаты свободы, справедливости, равенства и солидарности стали восприниматься людьми как божественные. Как чуть ли не единственно возможные. Как ниспосланные свыше. Это было очень наивно с их стороны. Но все именно так и случилось.

А Богиня на Земле дивно развернулась. Она наложила неизгладимый отпечаток на ход человеческой истории и укоренившиеся представления людей. Следы ее вмешательства легко угадываются повсюду.

Это она вбила в головы ахейцам несуразные взгляды на справедливость и воздаяние и запустила тем самым убийственный маховик Троянской войны. А потом и сотен других.

Вдумайтесь, из-за чего все началось. От мужа сбежала жена. Мужа гораздо более достойного и выдающегося. И к кому – к слюнявому миловидному молокососу. Подначенная богиней-интриганкой. Фактически «заказанная» ею.

Ну, сбежала и сбежала. Бог ей судья. Так из-за этого погубить колоссальное войско. Устроить нескончаемую многолетнюю резню. Обречь на смерть цвет тогдашнего людского рода. Оставить детей сиротами. Сделать жен и матерей несчастными. Вскормить на века ненависть и нетерпимость.

Ну, бред же ведь полнейший. Шизофрения. Только в воспаленном мозгу Эсесерис такое могло родиться. Насколько это противно человеческому естеству, напоминают слова песенки, бывшей одно время у нас очень популярной: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло».

На Земле Богиня все перевернула с ног на голову. Это она погубила некогда процветавшие древние греческие республики, в которых все было так продумано и гармонично. Люди поверили в ее увещевания о личной свободе и стали ставить ее выше общего блага, выше долга, обязанностей, традиций. Результат печален – греческие полисы пали. Их некому оказалось защищать. И это после того, как Александр Македонский всем показал, на что способны греческие воины, когда они объединены общей идеей, когда ими движет пассионарность.

А сколько страшных кровавых революций срежессировала Богиня. Все они – в Штатах и Мексике, Франции и Германии, России и Китае совершались под ее лозунгами. Во имя свободы, равенства, братства.

Сопровождались они всегда одними и теми же бесчинствами. Грабежами и разрухой. Сломанными судьбами. Исковерканными жизнями. Бесконечным бессмысленным насилием и жестокостью.

И заканчивались всегда одним и тем же – узурпацией власти. Репрессиями. Учреждением еще большей несправедливости по сравнению с той, к которой люди притерпелись ранее. Нарушением естественного хода событий.

Да и как может быть иначе, когда нет одной справедливости. Она всегда неуловима и многолика. И восшествие на престол лишь одной из форм справедливости, увы, ведет к забвению всех остальных, не менее важных, и к гонениям на тех, кто об этом напоминает.

Понятие равенства также задает человечеству бесчисленное множество неразрешимых загадок. Говорить о равенстве людей, обладающих разными способностями, не что иное, как форменное надувательство.

Утверждения о равенстве имущих и неимущих, толстосумов и тружеников потребны только для отвода глаз – для того, чтобы держать последних в узде.

А что ответить на вопросы о том, как уравнять между собой старых и молодых, тех, кто находится в расцвете сил, и тех, кто потерял здоровье: что нужно отнять у одних и отдать другим – как отнимают у тех, кто добросовестно трудился, и отдают тем, кто делал вид или откровенно воровал.

Чтобы ни говорила Богиня, нет более лживой и плохо пахнущей сказки, чем фантазии на тему свободы, справедливости, равенства и солидарности. Сколько несчастий они принесли! Разочарований. Крови. Растоптанных надежд.

Олимпийцам было так просто прогнать Эсесерис на Землю. Эх, если бы они удосужились одновременно научить людей, как противостоять ее гипнотическому, ее завораживающему влиянию.

Может быть, они могли бы это сделать хотя бы сейчас, не оглядываясь на былое. Исправить допущенные ошибки, загладить несправедливость никогда не поздно.

Если же рецепты и им не известны, остается только одно – просить богов забрать ее обратно к себе. Всем вместе. Денно и нощно. Не прерываясь. И не переставая.

© Н.И. ТНЭЛМ

№9(47), 2010

№9(47), 2010