Звездочет


Европа никогда не была бы той, какой мы ее знаем и любим, если бы ни звездочеты. Без них Европу невозможно себе представить. Как без Ла-Манша, Альп, Лувра или Тауэра. Как без Дюма-отца, кардинала Ришелье, королевы Виктории, Шекспира или Достоевского. Частичка звездочета сидит в каждом из нас. В одних чуть большая, в других – чуть меньшая. Только мы об этом не знаем, не помним и не задумываемся.

До недавнего времени в Европе к звездочетам относились с каким-то особым пиететом – только под влиянием общего падения нравов и упадка системы образования о них, как это ни прискорбно, потихоньку начали забывать – в отдельных местах даже с болезненной ностальгией и бесконечной нежностью. Объяснений этому не требовалось. Так было всегда. Так было принято. Значит, так и должно было быть. К этому все привыкли. И знали только одно – они этого заслуживают. Зачем, почему – кому в голову могла прийти блажь задавать столь примитивные, глупые и бессмысленные вопросы, свидетельствующие лишь о бестактности и дурном воспитании спрашивающего.

Если вы думаете, что звездочеты проводили всю свою жизнь, лишь далеко закинув голову и отрешившись от всего земного, и занимались только тем, что наслаждались видами вечернего и ночного неба, вы глубоко ошибаетесь. Вы бесповоротно забыли, о чем говорили, во что верили предшествующие поколения, чему они радовались и чем наслаждались.

Да, те, кто рад поиздеваться над чем угодно, даже святым, не раз пытались представить звездочетов как некую разновидность зевак, полчища которых окружают нас. Мол, зеваки в любое время готовы бросить настоящее дело, которое им доверено, чтобы часами ждать, чем закончится какое-нибудь ничтожное происшествие, или любоваться какой-нибудь пустячной диковинкой. Звездочеты где-то, чуть-чуть, самую малость, но сродни им. А также всем тем, кто день за днем проводит у воды, вглядываясь в бесконечную череду волн, или у огня, следя за тем, как он, играючи, пожирает веточку за веточкой, поленце за поленцем. А равно блаженным, приходящим встречать или провожать заход и восход солнца, как если бы в их отсутствие что-либо изменилось.

Несчастные, им можно только посочувствовать: они лишены очень важного кусочка души, необходимого для того, чтобы чувствовать других людей, понимать человеческую природу. Но дело даже не в этом. Есть разница и немаленькая, между тем, чтобы созерцать, и тем, чтобы познавать. Между тем, чтобы бездумно следить за чем-то, и сопоставлять, делать выводы, и стараться действовать, исходя из понимания открывшегося, и заставлять, насколько это возможно, действовать других.

Посягательствами на честь и реноме звездочетов пытались баловаться и воинственно завистливые представители всепобеждающей армии чиновничества. Подумаешь звездочеты, – утверждали эти винтики государственной машины, – они ничуть не лучше нас. Как и мы, они следят, устанавливают, протоколируют, составляют отчеты, готовят рекомендации. И всего-то делов. Только мы занимаемся чем-то реальным, нужным, конкретным. Без нас все замрет. Все остановится. А какая польза от них, еще надо посмотреть.

Это одно. И второе. Все исчерпывающие карты звездного неба давно составлены. Всем, даже самым маленьким звездочкам красивые, звучные названия или номерные знаки присвоены. Все они занесены в реестр. Процедуры для включения в него новинок отлажены. Чего еще нужно. Какая от них может быть польза, не понятно. И вообще как-то подозрительно.

И бюрократов, посягающих на призвание звездочетов, остается только пожалеть. Насколько бедной, насколько плоской становится жизнь, когда из нее уходят полет фантазии, вибрация идей, ощущение полной, ничем не ограниченной свободы – все то, что переполняло существование звездочетов. Как страшно, когда смысл жизни подменяется трудолюбиво или за взятки отправляемой функцией. А все остальные меряются только по себе, по тому, что разрешено или запрещено.

Еще один удар в спину звездочетам всегда были готовы нанести ученые. Вернее, те из них, кто был только приписан к цеху ученых. У кого оставалось время на то, чтобы сочинять пасквили, строчить доносы и вообще интересоваться чем-то другим, кроме своей работы, – ведь настоящий ученый всегда живет в башне из слоновой кости. Кем они их только не называли: и шарлатанами, и шаманами, и просто мошенниками.

Мол, пользуются невежеством населения и правителей и дурят всем голову. Вскармливают суеверия, поскольку только над душами тех, кто верит в несусветную чушь, они и могут властвовать. Вообще, звездочеты – авантюристы, без стыда и совести. Книжек умных не читали. Университетов не заканчивали. Глаза, сидя по ночам над диссертациями, себе не портили. А туда же – изображают из себя провидцев.

Только наука, построенная на тысячах выстраданных книжек, десятках тысяч опытов, медленном и кропотливом восхождении, дает истинное знание. Только наука, на алтарь которой принесены служение, здоровье и бесчисленное множество жизней, заслуживает признания и уважения. Все остальное – от лукавого.

Пусть им простится, убогим, строящим свое благополучие на костях других. Не терпящим конкуренции и свободомыслия. Уверенным в том, что есть одна правда, и только им она открыта. Бог им судья.

Самое смешное в их нечистоплотных утверждениях состоит в том, что звездочеты действительно являются провидцами. У звезд нет от них тайн. Они находятся со звездами в духовном родстве. И звезды открывают им все. Звездочетам ведомо и прошлое и будущее. Звездочеты обладают уникальным даром. Они знают, что нет ничего раз и навсегда данного. Они как никто чувствуют: все течет, все изменяется – это не просто слова. Все можно предотвратить. Все можно поправить. Все можно изменить. Если во благо.

Это-то и есть ключ ко всему. Ибо, что во благо, а что нет, не знают даже боги. А вот звезды, не одна какая-нибудь, не миллион и даже не миллиард, а все-все звезды, которые есть на небосклоне, – они могут подсказать и научить.

И звездочеты в прошлом не раз пользовались своим даром. Очень осторожно. Очень редко. Очень дозировано. Но пользовались. И только поэтому, может быть, человечество и выжило. Когда было особенно страшно. Когда было тяжко. Когда даже боги опускали руки, они приходили на помощь. Иногда действуя на свой страх и риск. Иногда подсказывая и земным, и небесным владыкам.

Но последнее время и у звездочетов начали опускаться руки. Никто не любит, когда тебя не ценят, когда тебя поносят, тем более ни за что, когда тебя оскорбляют. А как только ни пытаются уязвить звездочетов, вы теперь знаете.

Потом, насколько тяжелее нести свой крест, когда тебе не верят. А на пути к ушам тех, от кого многое зависит, соорудили непроходимые барьеры. Проходы в них открывают только своим. Или за мзду. В последнем звездочеты уличены никогда не были. Это было бы абсурдом. А к своим их давно уже никто не причисляет. Быть советником стало хорошо оплачиваемой профессией, а не призванием. Мастер же никогда не будет тягаться с подмастерьем, с ремесленником. Даже если понимает, к какой беде ведут они человечество.

И еще – общаться стало намного сложнее не только с теми, от кого многое зависит, но и со звездами. К звездам стало не пробиться. Человечество окутало себя таким слоем грязи, таким непроглядным туманом выбросов и выхлопов, что звезды начали расплываться и гаснуть в глазах звездочетов. Слишком много сил они стали тратить впустую, преодолевая смрад и копоть, наброшенные на Землю темным покрывалом. А помойка, в которую человечество превратило околоземное пространство. Она вообще вызывает у звездочетов невольную брезгливость.

Но и это полбеды. Гораздо хуже, что человечество напрочь замусорило ментальную сферу, в которой черпают свою силу звездочеты. В нее неумолимо, как орды варваров, ворвался Интернет. С его пустотой, дурным вкусом, вседозволенностью и бесконечным однообразием. Когда одно и то же, чаще всего пошлое и вздорное, повторяется и перепевается десятки тысяч раз, на один и тот же манер, забивая все сколько-нибудь нужное, доброе, разумное и значимое.

А эти омерзительные блоги с выражением личных мнений, которые лучше бы никто не читал. А бесконечные сообщения о том, кто что сказал, кто куда пошел, выспался или не выспался, и с кем. Кошмар. Мусор. Которого делается все больше. Который никуда не исчезает. И где – в ментальной сфере.

Сфере, которая до сих пор защищала Землю. Ничто другое, а именно она. Сфере, которая наделяет богов могуществом. Сфере, в отсутствие пронзительной чистоты которой не могут существовать звездочеты и выполнять свое неземное предназначение. Сфере, питающей их чудодейственный дар.

Сейчас, когда будущее человечества в тумане, когда низвергнуты авторитеты, а глобальный кризис показал всю хрупкость нашего мира и необоснованность нашего самомнения и самоуспокоенности, звездочеты нужны нам как никогда. Но, чтобы они могли по-прежнему помогать нам, нужно оздоровить ментальную сферу, очистить ее, провести «генеральную уборку».

Звездочеты снова станут почитаемы и востребованы тогда, когда в сердца и головы людей, в то, о чем они не только думают, но и говорят и спорят, вернутся вечные вопросы. Какие вечные? А такие: Что такое добро и зло? И как их различать? Зачем мы на Земле? В чем смысл жизни?

Откуда мы идем и куда собираемся прийти? Зачем нам правители? Какая от них польза? И какими качествами они должны обладать?

В чем состоит закон, который царит над всем и над всеми? И как обеспечить его соблюдение? Что сделать для того, чтобы равенство, просто равенство и равенство возможностей перестали быть пустым звуком?

Как и когда сделать правильный выбор? И кто такой человек? Кто может зваться человеком? Тот, кто будет стоять перед горящим домом и не бросится в него, чтобы попытаться спасти погибающих детей? Тот, кому для сохранности принесли сокровища, а он присвоил их себе? Тот, кто знает, как было на самом деле, но скрыл это, чтобы извлечь выгоду?

А как вести себя в таких ситуациях, когда ты не можешь помочь, а только погибнуть, – стоять, сложа руки? И кого спасать из детей – девочку или мальчика, если можешь спасти только одного? Кому приходить на помощь, коли есть возможность вызволить из беды только одного, – сильному или слабому? Правителю или его подданному? Бедному или богатому?

А честно ли быть богатым, когда вокруг тебя сидят без работы? И что представляют собой те, кто уезжают в поисках лучшей доли, бросая на произвол судьбы в тяжкую годину страну, друзей, родичей?

Почему на Земле так много равнодушия? Что сделать, чтобы уберечь нашу планету от злобы, алчности и насилия?

Как вы сами прекрасно понимаете, это далеко не все и не самые сложные вопросы. Но когда мы снова начнем искать на них ответы, глядишь – и грязи вокруг поубавится. И общаться станет легче между собой. И на звездочетов вновь можно будет положиться.

© Н.И. ТНЭЛМ

№9(47), 2010