Ухабы на пути к «Восточному партнерству»


Вступление в силу 1 декабря Лиссабонского договора способно значительно, причем отнюдь не позитивно, повлиять на политику «Восточного партнёрства», провозглашенную Европейским Союзом в мае 2009 года. Впрочем, еще до окончательного одобрения этого документа, фактически подменяющего неудавшуюся единую конституцию, появились очевидные признаки торможения на пути сотрудничества Брюсселя с шестью бывшими советскими республиками в результате пагубного влияния финансово-экономического кризиса.

Руководителям всех стран ЕС и Европейской Комиссии пришлось сосредоточиться на решении собственных безотлагательных проблем, и забота об активном притягивании к «двадцати семи» бедных и не слишком демократичных соседей по континенту отодвинулась на второй план.

Очевидно, что по разным, но довольно веским причинам, даже без влияния нынешнего кризиса, Брюсселю было бы трудно осуществлять намеченные меры с Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной, чтобы проторить им дорогу для присоединения к ЕС в будущем. Эйфория после принятия в 2004 году сразу десяти стран, давно прошла. Теперь самое большее, на что могут рассчитывать восточные партнёры, это на обещание обеспечить условия для свободной торговли и разрешить безвизовый въезд на территорию государств ЕС. Но и это – в туманном будущем, ведь «шестерке» еще только предстоит отказаться от протекционизма в торговле, сдержать рост преступности и ограничить нелегальную эмиграцию.

Взять хотя бы Украину, последнюю в алфавитном списке, но, несомненно, главную для Союза: в этой крупной стране в условиях тяжелого финансово-экономического положения не прекращается политическая чехарда с непредсказуемой ситуацией и после президентских выборов в январе 2010 года. О реализации требуемых европейцами реформ пока не идет и речи. Поэтому неудивительно, что Европейская Комиссия занимает выжидательную позицию, отделываясь обещаниями об ассоциации с Украиной и предоставлении ей в неопределенном будущем безвизового режима. Примерно такое же отношение Брюсселя к Молдавии, переживающей острый политический кризис. Не всё просто в подходах к Белоруссии, Грузии, да и к Армении, Азербайджану. А ведь сейчас разросшемуся до плохо управляемого конгломерата Европейскому Союзу необходимо срочно выработать единую дипломатическую стратегию и тактику на международной арене в целом. То есть, сформулировать и осуществлять на практике принципы долгосрочных взаимоотношений с такими «тяжеловесами», как США, Китай, Россия, Индия, не забывая при этом об Африке и Латинской Америке… Словом, внешняя политика ЕС может претерпеть значительные изменения, поэтому сейчас трудно предвидеть будущее отношение к «восточным партнёрам».

Похоже, это понимают и в столицах «шестерки». Во всяком случае, там пока не проявляют нетерпения, ожидая первых инициатив новоиспеченного министра иностранных дел Евросоюза англичанки Кэтрин Эштон. О подходах к «Восточному партнёрству» также можно будет судить по действиям в этом направлении новых председателей ЕС – в первом полугодии 2010 года Испании, а во втором – Бельгии.

Виктор НИКАНОРОВ

№12(39), 2009