Бельгия избежала затяжного правительственного кризиса


Потребовалось 4 месяца переговоров и последнее заседание, длившееся 28 часов, чтобы сформировать в Бельгии новую правительственную коалицию. Для другой европейской страны это стало бы признаком тяжелой политической болезни, а для этого королевства – блестящий результат. В предыдущий раз, после парламентских выборов 2010 года, оно оставалось без кабинета министров… полтора года.

Возможно, добиться такого быстрого успеха на этот раз удалось за счет слома некоторых прежних политических схем. В коалицию вошли четыре партии, однако три из них представляют Фландрию, где говорят по-фламандски, но только одна – франкоязычную Валлонию.

Для Бельгии, где существуют большие межнациональные трения, а значительная часть фламандцев настроена на образование независимого государства, такой поворот можно считать знаковым. К тому же, в правительство впервые войдут крайние националисты из «Нового фламандского альянса», которые как раз ставят своей целью независимость Фландрии. На состоявшихся в мае выборах он получил треть голосов избирателей этой части страны, но ранее остальные политические силы отказывались иметь с ним дело.

Еще одна особенность в том, что кабинет не включает сторонников левоцентристских сил, прежде всего, валлонских социалистов, оказывающихся в оппозиции впервые за четверть века. Прежнее правительство возглавлял как раз их представитель Элио Ди Рупо. Помимо фламандских националистов в коалицию входят фламандские и валлонские либералы, а также фламандские христианские демократы. Иными словами, налицо сдвиг вправо по сравнению с предыдущими коалициями, которые отражали баланс не только по национальному, но и по идеологическому признаку, объединяя правых, левых и центристов.

Формально, как того требует конституция, валлоны и фламандцы будут представлены в правительстве равным количеством человек – по 7. Но все валлоны будут делегированы одной партией (она пришла второй в Валлонии, пропустив вперед социалистов), а фламандцы – тремя. Премьер-министром стал валлон, 38-летний Шарль Мишель. Скандальный лидер фламандских националистов Барт Де Вевер предпочел не менять пост мэра Антверпена на министерский портфель. Однако в парламенте кабинет будет опираться на голоса всего 20 из 63 депутатов-франкофонов и практически на всех коллег от Фландрии.

Согласованная правительственная программа стала, как и положено в Бельгии, результатом компромисса. Националисты пока откладывают требование независимости Фландрии, зато добились существенного снижения расходов федерального бюджета – на 8 миллиардов евро. Налоговое бремя с предприятий снизится на 3,5 миллиарда евро. В 2018 году должен быть достигнут баланс государственного бюджета. При этом в социальном плане планируются два тревожных изменения: пенсионный возраст постепенно будет подниматься до 67 лет к 2035 году, а безработным предложат добровольное выполнение ряда общественных работ. Темпы роста зарплат будут сдерживаться, чтобы оставаться ниже инфляции.

Такая перспектива уже насторожила бельгийские профсоюзы, которые намерены противодействовать подобному свертыванию социальных завоеваний при одновременном смягчении условий для бизнеса.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

Belgium-Sharl_MishelНовый премьер-министр Бельгии Шарль Мишель происходит из семьи известного политика-либерала Луи Мишеля, который был и членом правительства Бельгии, и входил в состав Европейской Комиссии.
Глава кабинета с юных лет занимается политикой и вступил в валлонскую либеральную партию «Движение реформаторов» в 16 лет. Он начал с расклеивания предвыборных афиш, а через 2 года и сам был избран в состав совета франкофонной провинции Брабант. Первый депутатский мандат в национальном парламенте получил в 1999 году. В 2000 году стал самым молодым членом правительства в истории Бельгии, заняв пост министра по внутренним делам и государственной службы Валлонии. С 2007 по 2011 год Ш.Мишель входил в состав уже федерального правительства, правда, на второстепенной роли министра по делам сотрудничества.
По образованию он адвокат, и к тому же свободно владеет фламандским языком, что не часто встречается среди валлонов. Ш.Мишель – первый с 1938 года либерал из Валлонии, ставший премьер-министром Бельгии.