Дома хорошо, а в гостях – лучше


Опрос института исследования общественного мнения «Эмнид», проведенный по заказу организации с длинным названием – «За новое социальное рыночное хозяйство» – выявил интересный факт: каждый пятый гражданин ФРГ (22%) хотел бы жить в другой стране. Мотивы достаточно прозрачны – экономические или финансовые причины. Больше всего насчитывается тех, кто хотел бы перебраться в соседнюю Швейцарию – 19%. «Сияющий град на холме» – США – привлекают несколько меньше желающих, только 13%. А вот солнечная Испания, которая считается многими буквально землей обетованной для немцев, манит к себе всего-то 9% желающих расстаться с родиной.

Однако вернемся к Швейцарии. Чем же она привлекает граждан ФРГ? Прежде всего – своей похожестью на их родной край. Руководитель «Эмнид» Клаус-Петер Шёпнер считает так: «Едва ли есть в мире страна больше похожая на Германию, чем соседняя Швейцария». Сказывается и то, что во многих частях Швейцарии говорят по-немецки, хотя «швисс дутч» – язык специфический. Сходны и экономические системы. Словом, те, кто все же не прочь поискать себе новое отечество, хочет, чтобы оно максимально походило на прежнее.

И все же 73% немцев считают, что концепция социального рыночного хозяйства, в том виде, в котором она воплощена в ФРГ, в целом весьма привлекательна. Это мнение разделяет даже 61% жителей востока Германии – бывшей ГДР. К слову сказать, по сравнению с минувшими годами значительно выросло число тех, кто доволен результатами воссоединения Германии. Правда, почти 48% жителей ФРГ уверены, что сейчас у них дела шли бы значительно лучше, если бы по-прежнему существовало два германских государства. Но прежде подобная цифра была значительно выше.

Между прочим, те, кто живет на востоке Германии, обузой для сограждан себя не считают. Во всяком случае, тех, кто уверен, что без воссоединения на западе дела шли бы сейчас лучше, насчитывается в новых землях всего 10%. А вот в «старых» – почти вдвое больше – 17%.

Есть и вопросы, в которых между жителями востока и запада Германии царит единодушие. К примеру, и те, и другие уверены, что нынешние времена – далеко не самые худшие. Около 50% немцев совершенно убеждены в том, что экономически они живут значительно лучше своих родителей, когда те были в их возрасте.

Правда те, кому сейчас от 30 до 39 лет, настроены более критически и своим положением недовольны. Почти каждый третий из них полагает, что ему живется тяжелее, чем в свое время его родителям. Здесь особенно сильно сказывается все более усиливающийся демонтаж социального государства, который в Германии сейчас чувствуется повсеместно.

Едины 54% немцев и в том, что нынешним детям и молодым людям в будущем придется тяжелее, чем им самим, и их жизнь будет подчиняться куда менее привлекательным социальным стандартам. «Как раз сейчас люди в возрасте от 40 до 60 лет осознали, что именно они – поколение баловней судьбы, счастливчиков, – уверен Клаус-Петер Шёпнер. – Ведь им не пришлось надрываться, восстанавливая после войны разрушенную страну, и от созданного в 1960-е годы социального государства они тоже получили все сполна. Вот почему их настроение таково: дела у нас идут хорошо. Но дальше это продолжиться не сможет».

Андрей ГОРЮХИН

№5(33), 2009