Черны юмор


Чех взялся окарикатурить всех европейцев

Европейские ревнители прав человека пребывают кто в легком замешательстве, кто в буйстве возмущения. Правительство Чехии, председательствующей в эти полгода в Евросоюзе, заказало скульптурную композицию, чтобы украсить ею холл здания Совета ЕС в Брюсселе. Заказало у скандально известного Давида Черны.

Да-да, того самого, что некогда разукрасил в розовый цвет советский танк, который на одной из улиц Праги играл роль инсталляции для напоминания о том, что город был освобожден от нацистов не без помощи извне. Да-да, того самого, чье пылкое воображение родило изваяние иракского диктатора – в наручниках, без одежды и еще в воде, что называлось «Саддам Хусейн как акула».

Власти бельгийской столицы отпрянули в ужасе и навсегда запретили появление голого Хусейна, чтобы не создавать, должно быть, нездоровую конкуренцию символу города – скульптуре Писающего мальчика.

Изначально предполагалось, что подарок властям ЕС совместно измыслят и воплотят 27 художников из всех стран Евросоюза. На деле проект узурпировали Черны и двое его приятелей, обладающих саркастическим взглядом на окружающую действительность и не знающих такого все еще новомодного слово, как политкорректность. Результатом стало некое монументальное произведение весом в 8 тонн под названием Entropa, вызвавшее бурю возмущение на всем панъевропейском пространстве.

Юмор у Черны оказался почти черным. Болгария представлена в экспозиции коллекцией унитазов. Румыния ассоциируется у художника только с ненасытным кровососом Дракулой. Голландия у него покрыта водной стихией, а над ней возвышаются островерхие наконечники минаретов, что содержит намек на обилие мусульман, перебравшихся сюда на ПМЖ.

Болгары первыми пришли в себя от изумления и перешли к демаршам: чешский посол в Софии был вызван в МИД для дачи объяснений. Не меньше оснований потребовать сатисфакции у немцев – их Германия видится пану Черны в виде переплетения автобанов, которые образуют нацистский символ – свастику. Не исключено, сообщает Би-би-си, что Черны был «вдохновлен» прошлогодним скандалом вокруг откровения довольно известной писательницы Евы Герман, которая брякнула: правление нацистов имело свои плюсы, ведь при Гитлере в стране строили автобаны.

Довод Дэвида Черны, мол, «мы хотели проверить, способна ли Европа посмеяться над собой», не произвел впечатления. Инсталляция воспринята как дурная шутка, оскорбляющая честь и достоинство европейских наций. И клянут по-черному этого чеха Черны, покусившегося на святое – на толерантность и политкорректность, не одобряющие стереотипы по национальному признаку.

Владимир МИХЕЕВ

№1(29), 2009