Кризис вносит свои коррективы


Евросоюзу грозит возврат популизма?

«У победы много родителей, а поражение – всегда сирота». Эта крылатая фраза вполне применима к дискуссии, которую ведут сегодня европейские правые и левые политики, обвиняя друг друга в тяжелой финансово-экономической ситуации, сложившейся в зоне евро в результате затяжного кризиса.

Главная проблема не только в трудных поисках пути спасения все новых стран, которые ввели у себя единую европейскую валюту: сначала Греции, теперь – Ирландии, а в недалеком будущем, возможно, Португалии и Испании. Речь идет о гораздо более масштабном явлении – постепенной утрате Европейским Союзом лидирующей позиции в мировой экономике (в этом году ожидается совокупный рост всего на 1,7%, при том, что в США он составит 2,6%, а в Китае вообще 10,7%; безработица в ЕС превышает 23 миллиона человек), а также о значительных изменениях в его внутренней политике и даже ином функционировании институтов. Подчеркнем, что этот крайне неприятный процесс совпал с первой годовщиной вступления в силу выстраданного «двадцатью семью» Лиссабонского договора, который, как показал нынешний кризис, уже успел устареть в некоторых своих важных аспектах.

Действительно, одним из главных намерений Лиссабонского договора, который, хотя и с оговорками, называют общеевропейской конституцией, было усиление роли ведущих органов ЕС. Однако, если не считать очевидно укрепившейся позиции Европейского Парламента, то можно утверждать: кризис подтолкнул национальные правительства входящих в Союз стран к все более автономным действиям без оглядки на партнеров. Убедительный пример: крупнейшие государства – Германия, Франция и Великобритания – приобрели еще больший вес, решая в первую очередь собственные проблемы и взаимодействуя по необходимости между собой на двусторонней основе. Это вооружает евроскептиков все новыми аргументами не только против единой валюты, но и против интеграции вообще; они ссылаются на то, что национальные интересы теперь еще больше заслоняют собой интеграционные цели…

А могло ли быть иначе, если кризис уже привел к падению лейбористского правительства в Британии, резкому сокращению популярности президента Франции, пошатнул авторитет канцлера Германии, сильно осложнил жизнь премьерам Португалии и Испании, подталкивает к падению правительство «кельтского тигра» – Ирландии? Нет, речь пока не идет о принципе «спасайся, кто как может». Но внутриполитические интересы лидеров каждой страны, несомненно, выдвинулись на первый план. Разве не поэтому представители Германии на совещании в Брюсселе о возможном увеличении фонда экстренной помощи на случай появления новых остро нуждающихся в ней стран (читай – Португалии и Испании) заявляли, что пока «не видят в этом необходимости»? Очевидно, что в Берлине явно проявляется усталость от выпавшей на его долю роли кредитора ЕС…

В большинстве государств Европы у власти находятся правые или правоцентристские силы, которые подвергаются острой критике политиками либерального и левого спектра. Вот какое обвинение правящим элитам выдвинул, в частности, лидер европейских социалистов датчанин Поль Нюруп Расмуссен: «Консерваторы ведут Союз по ошибочному пути. Будь то Меркель, Саркози, Кэмерон или главы европейских учреждений Баррозу и Ван Ромпей, направление остается прежним: существует слепая вера в то, что политика, заведшая всех нас в экономический кризис, сможет вывести из него. Однако нам требуются больше решимости, больше солидарности и более скоординированные действия».

Не только политики и экономисты, но и около 70% простых жителей «двадцати семи» обнаружили, что правы были аналитики, предостерегавшие от эйфории после введения евро. Но шапкозакидательство продолжалось почти десять лет, вплоть до нынешнего кризиса. Сегодня особенно тревожно прозвучало высказывание одного из крупнейших строителей единой Европы Жака Делора: «Экономический и валютный союз стал жертвой финансового капитализма и провала, вызванного безответственностью наших руководителей. Ошибкой стало стремление создать валютный союз без экономического. В результате теперь рынки предупреждают, что, если не сократить дефицит государственного бюджета, они перейдут в атаку. А поскольку курс на сокращение госбюджета ведет к падению экономического роста, то рынки объявляют, что пойдут в атаку из-за недостаточного роста. Нас ожидает возврат популизма, что не может не вызывать беспокойства, поскольку он будет проявляться не только в ходе национальных выборов, но и в Европейском Совете». Напомним, что этот орган призван постепенно превратиться в экономическое правительство всего ЕС.

А пока министры финансов «двадцати семи» решили в спешном порядке в конце ноября создать постоянный Европейский стабилизационный механизм, который должен приводиться в действие в случае угрозы дефолта той или иной страны. Его главная цель – сместить основную финансовую нагрузку со стран-доноров на кредиторов тех государств, которые дошли до дефолта, на чем настаивала, прежде всего, Германия. Правда, эта система заменит нынешний европейский фонд помощи только в 2013 году, а за два года многое может случиться, если не удастся усмирить кризис. Весьма показательно: новый орган будет находиться под контролем правительств стран ЕС, а не Европейской Комиссии, что потребует больше времени на согласование решений, которые будут зависеть, в основном, от мнения опять же ведущих государств Союза.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№12(50), 2010