Посидим в пивной «У фирмы»


Два берлинца – Вили Гау и Волле Шмельц – открыли на Норманненштрассе, что в столичном районе Лихтенберг, пивную под названием «У фирмы». Едва ли это стало бы большим событием в берлинском гастрономическом мире, поскольку кнайп, как называются подобные заведения по-немецки, в городе на Шпрее пруд пруди.

Однако есть в новом заведении своя изюминка. Дело в том, что в сером панельном здании, стоящем на этой улице, располагалась во времена ГДР штаб-квартира министерства государственной безопасности (МГБ), более известного под кратким названием «штази». Его сотрудники между собой частенько называли своего работодателя фирмой, отсюда и название новой кнайпы.

Содержатели рассчитывают, что в будущем году, когда исполнится 20 лет с момента падения берлинской стены, иностранные туристы с охотой будут посещать заведение, в котором попытались создать особый колорит. По стенам развешаны гербы МГБ, копии документов, имеющих отношение к этой уже несуществующей организации, муляжи камер наблюдения, символика ГДР, включая национальный флаг, в углу стоит манекен, облаченный в форму спецподразделения восточногерманской полиции… Не обошлось и без поддельной «урны с прахом Хонеккера». Тот, кто хочет получить в заведении постоянную 10-процентную скидку, может попросить выписать ему удостоверение IM («Inoffizieller Mitarbeiter») – неофициального сотрудника, проще сказать информатора «штази».

А как же меню? В целом набор блюд, вполне обычных для восточногерманской кухни, не исключая и традиционной русской солянки, разумеется, в том виде, в который она преобразилась после десятилетий существования на германской земле. Стоит упомянуть и шнапс «Эрих», посвященный, надо думать, не только последнему генеральному секретарю ЦК Социалистической единой партии Германии, но и последнему министру МГБ Эриху Мильке.

Словом – все вместе взятое – типичная попытка поэксплуатировать «остальгию», ностальгию по временам ГДР, которая безусловно весьма сильна в пяти восточных землях Германии.

От того, что для этого была использована именно такая символика, в восторг пришли далеко не все. Местные политики тут же завели речь о «прославлении тиранического и репрессивного режима», кто-то стал твердить о безвкусице, переполошились профессиональные борцы с «проклятым наследием» и «жертвы преследований». Но, как уверяют хозяева заведения, большинству посетителей такая выдумка пришлась по душе. Для чего, собственно, все и затевалось.

№10(26), 2008