Главная > Финансы & банки > Опыт > Цель благородная, но труднодостижимая

Цель благородная, но труднодостижимая

image_pdfimage_print
Автомобили год от года становятся все более безопасными, забота об этом давно уже стала безусловным приоритетом для их изготовителей. И, тем не менее, статистические данные пока не вселяют безбрежного оптимизма.

Судите сами. В дорожно-транспортных происшествиях в Европейском Союзе каждый год гибнет около 40 тысяч человек, 1,7 миллиона получают ранения и увечья. Вот почему в 2001 году ЕС поставил перед собой задачу снизить к 2010 году число погибших на 25 тысяч, другими словами – спасти четверть сотни тысяч жизней. Удастся ли? Многие эксперты сомневаются в том, что эта благородная цель будет достигнута.

И, тем не менее, нельзя не заметить, что делается для этого очень немало. Например, Брюссель добивается того, чтобы все европейские авто были оснащены системой контроля стабильности (СКС), использующей компьютерную технологию выявления и предотвращения заносов. В стандартных ситуациях она может снижать число аварий на 20, а на мокром или обледеневшем дорожном покрытии – и вовсе на 30-40%. С 2012 года для всех новых моделей автомобиля установка СКС станет по предложению Европейской Комиссии сугубо обязательной. Для сравнения: сейчас этой системой оборудовано менее половины авто. Причем, распределение по странам выглядит неравномерно: в Ирландии, Греции и на Мальте машины с СКС отыскать трудновато, а в Дании, Швеции или Германии их установка – стандартный вариант. Оно и понятно: уж очень отличается климат в этих государствах.

Еще одно требование Европейской Комиссии таково: надлежит устанавливать систему мониторинга давления в покрышках, чтобы его неожиданное падение не привело к фатальным последствиям. Насколько это важно, позволяют судить данные французской организации «Секюрите рутьер». Они показывают, что в 9% всех дорожно-транспортных происшествий, включая завершившиеся летальным исходом, были виновны недостаточно накачанные или вовсе спущенные шины. А германская DEKRA (Deutscher Kraftfahrzeug-Uberwachungs-Verein) – Союз работников технического надзора за автомобильным транспортом – и вовсе считает, что 41% аварий, приведших к ранениям, так или иначе связан с ненадлежащим состоянием покрышек.

Еще один общеевропейский проект в области автомобильной безопасности – это так называемый «И-Колл» (E-Call). Это своего рода автомобильный «черный ящик», который не только зафиксирует тревожную информацию вроде приведения в действие подушек безопасности, но тут же, используя систему глобального позиционирования (GPS), передаст в местные службы спасения точные координаты того места, где это произошло. Создатели устройства полагают, что таким образом удастся сократить время прибытия медиков и спасателей на место происшествия до 10 минут. А это, в свою очередь, означает снижение числа смертельных исходов на целых 10%! Не за горами уже 2010 год, когда новая система начнет внедряться повсеместно.

Словом, о безопасности водителей заботятся всерьез. А что же другие, как именуют их дорожные правила, участники движения – велосипедисты и пешеходы? Ведь они составляют ни много ни мало одну пятую погибших, да еще на их долю приходится 300 тысяч раненых. Так вот, представьте себе, одна из шведских компаний подумала и об этом. Ею разработана внешняя подушка безопасности, которую можно устанавливать на капот автомобиля. Задача – защитить именно пешехода или велосипедиста, на которого совершен наезд.

Неудивительно, что Нидерландская федерация велосипедистов ужу выступила с предложением сделать установку таких подушек обязательной, утверждая, что только в этой стране они способны спасти 60 жизней в год да еще предотвратить 1500 серьезных увечий.

К этому надо добавить и то, что изготовители автомобилей уже приняли решение к 2010 году добровольно изменить дизайн передней части европейских авто так, чтобы это помогло снизить на целых 20% повреждения, наносимые пешеходам. Ведь, как известно, столкновения машин с теми, кто передвигается на своих двоих, бывают чаще всего на скорости в 40 километров в час, и соответствующие изменения дизайна позволят нанести меньший урон ногам и голове: именно эти части тела страдают особенно часто.

И в заключение – немного перечислений. Поставленных общеевропейских целей к 2010 году смогут достичь только Франция, Португалия и Люксембург. Бельгия, Германия, Латвия, Испания и Нидерланды, вероятно, к 2015 году все же сумеют снизить вдвое число смертей на дорогах. В Литве, Польше, Словакии и Словении последние шесть лет наблюдается только рост этого печального показателя. В прошлом году к этому грустному перечню присоединились и Дания, Финляндия и Швеция…

№8-9(25), 2008

№8-9(25), 2008