Главная > Дневник событий > Иммиграция > Рабочий-мигрант для ВВП – друг, товарищ и локомотив

Рабочий-мигрант для ВВП – друг, товарищ и локомотив

image_pdfimage_print
Деловой и политический истеблишмент, а также академические круги в Великобритании втянулись в вялотекущую дискуссию о пользе, или, напротив, вреде гастарбайтеров для роста валового внутреннего продукта и, в целом, для благосостояния страны. Единодушия нет и в помине. Более того, в экспертном сообществе обнаружились прямо противоположные оценки использования импортной рабочей силы.

Дебаты подхлестнул вышедший в апреле доклад экспертов, мобилизованных и призванных Палатой лордов. Вывод этих авторов категоричен: появление наемной армии зарубежных рабочих и служащих имело «небольшой, а то и вовсе никакого эффекта» для британской экономики. В правительстве, напротив, придерживаются иной точки зрения, ссылаясь на подсчеты своих штатных эконометристов: в 2006 году гастарбайтеры внесли своим трудом в общую копилку 6 миллиардов фунтов стерлингов.

Британские исследователи из Института разработок в сфере социальной политики (Institute for Public Policy Research) утверждают, что головной болью правительства Ее Величества должна стать возникшая в последнее время проблема оттока мигрантов. Это факт, что из одного миллиона приезжих на заработки иностранцев из 8 стран-новобранцев, вступивших в Евросоюз в 2004 году, половина уже покинула Британские острова.

Британия, как известно, наряду с Ирландией и Швецией, первой распахнула свои двери для гастарбайтеров из стран т.н. группы А8, включающей в себя, помимо Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, страны Балтии и Словению. За четыре года 875 тысяч «рабочих в гостях», две трети из них – поляки, получили право на «отхожий промысел» в Британии. При этом они не только создавали материальные и нематериальные ценности, но своим покупательным спросом заставляли вращаться шестеренки торговли и сферы услуг, оставляя немалую часть своих заработков по месту жительства.

Однако ворчливое недовольство местных работяг, обеспокоенных жесткой конкуренцией на рынке занятости, что усугубил нынешний финансовый и ипотечно-жилищный кризис, заставило местные власти и местных бизнесменов быть предельно осторожными с поощрением мигрантов. А правительство в начале 2007 года даже ввело ограничения по национальному признаку, усложнив получение разрешения на трудоустройство на территории королевства для граждан Болгарии и Румынии.

Затем подоспели «временные трудности»: начался спад в строительном секторе, и только с мая по июль 2008 года число вакансий сократилось на 13%. На 9% упал спрос в ресторанном и гостиничном бизнесе, равно как и в розничной торговле. Сыграло свою пагубную роль и падение стоимости фунта стерлингов: скажем, если раньше польский гастарбайтер мог конвертировать 500 фунтов в 3565 злотых, чтобы затем отослать их домой, то сейчас он может получить в «обменнике» не более 2100 злотых (минус 40%).

Как следствие, желающих покинуть свой домашний очаг где-нибудь в Центральной или Восточной Европе и переехать на время в Британию резко поубавилось. Во второй четверти 2008 года количество заявок от гастарбайтеров сократилось до 38 тысяч, что означает падение на 27%. Лаура Чэппел из Института разработок в сфере социальной политики утверждает, что ее коллеги, скептически настроенные в отношении заемной рабочей силы, учитывают только «краткосрочные результаты труда мигрантов».

Газета «Гардиан» приводит умозаключения американских ученых из Гарварда, установивших на примере штата Калифорния такую зависимость: рост мигрантов на один процент приводит к росту экспорта калифорнийских товаров в страну их происхождения на 0,5%. Обнаружена и другая закономерность: в регионах заселения мигрантов растет число запатентованных открытий и рационализаторских предложений.

В этой связи Лаура Чэппел и ее единомышленники призывают власти упростить процедуру признания дипломов мигрантов, что позволит эффективно использовать их высокую квалификацию и другие таланты. «Рабочий в гостях», по их мнению, должен восприниматься как друг, товарищ, а главное, как дополнительный локомотив экономического роста.

Владимир МИХЕЕВ

№8-9(25), 2008

№8-9(25), 2008