Размышления о люксембургском Рождестве и Новом годе
Согласитесь, нет более положительного и бесконфликтного праздника, чем встреча Нового года. Смена календаря. Смена вех. Смена настроений, потому что хочется, по стародавнему поверью, оставить все неудачное и малоприятное в прошлом и устремиться вперёд, окрыляясь надеждой.
Для многих россиян эти зимние дни пахнут свежесрубленной ёлкой и мандаринами. Искрятся пёстрыми шарами и мишурой. У меня сохранились яркие воспоминания: под Новый год у нас дома расцветал кактус, выбрасывая потрясающей красоты розовый цветок с необычайно сильным и приятным запахом. Осталось ощущение уюта. Для нас этот праздник — домашний. В кругу семьи и друзей.
В Люксембурге, как и в целом в Европе, Новый год отмечают скромнее и на людях: в ресторанах, клубах, на улицах (благо погода обычно позволяет). Для люксембуржцев в эти декабрьские сумеречные вечера истинным домашним священнодействием служит Рождество. И каждый взрослый, пусть ненадолго, возвращается в своё детство, чтобы подарить своим детям чудо. Чудо маленькое, но большое, если взглянуть глазами ребёнка.
Создать атмосферу ожидания рождественского и новогоднего чуда помогают и весёлые базары на площади Оружия и площади Конституции, которые по пятницам и субботам манили своим огоньками до десяти часов вечера. А где ещё можно пропитаться духом праздника, как не в толпе, высматривающей подарки своим близким и знакомым? Для этого они на время упрятали свои тревоги и огорчения в дальний уголок памяти. И это правильно!
Мне было приятно узнать, что еще в ноябре местная почта открыла «секретариат» Санта Клауса. Обещали: на все детские письма в адрес самого щедрого дедушки будут даны ответы. Этим занимались 60 сотрудников. На конверте достаточно было указать: «Кому: Санта Клаусу» (вспоминаю чеховского Ваньку, направившего письмо «на деревню дедушке»), а также свои имя, фамилию и обратный адрес.
Не сомневаюсь, Санта ответил на все просьбы. Прочла, что в 2012 году сказочный дед получил 1 миллион 700 тысяч писем, написанных от руки, и 200 тысяч посланий по электронной почте. Заметьте, по старинке, а это значит — ручкой по бумаге, отправили свои письма в восемь раз больше тех, кто верит (или хочет верить) в Деда Мороза, он же Пер Ноэль, Юлбокк, Фазер Кристмасс, Йоулупукки и Санта Клаус. Традиции вещь хорошая, не так ли?
Однако в случае с Рождеством, что считается очень личным и домашним событием, никуда не уйти и от политики. В Великом герцогстве отменяют уроки религиозного просвещения в лицеях и школах. Новый кабинет единодушно и заранее обозначил свою позицию: все связанные с Рождеством ритуальные действа должны носить светский характер.
Могу понять либералов, социалистов и «зеленых», входящих в коалиционное правительство. В люксембургском обществе, которое на глазах становится всё более многонациональным, все более многоконфессиональным, лучше не допускать ситуации, когда торжества служат возвышению одного вероисповедания и этим отторгают представителей другой религии.
Это если взглянуть на проблему с одной стороны. А с другой? Христианский гимн «Тебе Бога хвалим» (Te Deum) предлагают перевести в категорию… «фольклор». Чудной почин. Начинает походить на ставшее в последнее время популярным увеселение: называется «перепишем историю».
Что толку вычищать религиозный характер праздника, превращая его в народную традицию, если уже и фольклор подвергается нападкам? Вот конкретный пример. В соседней Голландии у Святого Николая, он же Санта Клаус, с XVIII века есть попутчик. Зовут его Zwarte Piet, то есть Чёрный Пётр (в английском варианте — Black Pete). Всегда его воспринимали как верного помощника, и только. Теперь одно оказалось плохо: он чёрный, а потому с позиции политкорректности может ассоциироваться с черным рабом/слугой эпохи владычества белых колонизаторов.
Уже и ООН вовлечена в дискуссию. Комиссар по правам человека называет тот факт, что Пётр чернолицый, — «оскорбительным». А на Facebook два миллиона человек высказалось в защиту исконного образа Чёрного Петра.
Думаю, что цвет кожи всё же поменяют. Вопрос: на какой именно? Всем памятно, что старейшая венская компания «Юлиус Майнл», которая вот уже 150 лет поставляет кофе и чай, была вынуждена изменить свой древнейший логотип, чтобы избежать упреков в неполиткорректности. Она перекрасила своего мавритёнка в феске. Был он чёрный, а стал красный.
И всё же, если отрешиться от злобы дня, Новый год смотрится как праздник объединяющий, а не разъединяющий. Это почти торжество толерантности. В случае с Новым годом мультикультурализм в Европе скорее жив, чем мертв. Давайте задумаемся: Святой Николай, прообраз Санта Клауса, родился во второй половине III века в городе Патары, в Ликии, что в Малой Азии на территории современной Турции. Новогодняя ёлка распространилась по европейским города и весям из Германии. Как верующие, так и атеисты охотно отмечают календарный рубеж и разными словами, но едиными по сути желают другим только всего хорошего.
Уверена, что Новый год — это повод быть такими, какими мы должны быть. По Божьему ли промыслу или по предназначению природы. Мы должны быть добрыми и заботливыми. Разумными и чувственными. Смелыми и скромными. Последовательными и совестливыми.
И тогда у нас всё получится!
Светлана ФЕДОТОВА,
управляющий директор
East West United Bank в Люксембурге
№12(82), 2013