Главная > Открываем старый свет > Век учись > Британская элита остается закрытым клубом для избранных

Британская элита остается закрытым клубом для избранных

image_pdfimage_print

Сколь пафосно не говорили бы об исправно функционирующем социальном лифте в британском обществе, его классовая природа не меняется. Кухаркины дети имеют далеко не равные шансы с отпрысками каких-нибудь баронетов в -надцатом поколении, чтобы преуспеть в жизни.

Со всей откровенностью поведал об этом уходящий с поста генерального директора Института политики в области высшего образования Бахрам Бехрадниа, поведавший о своей печали как педагога и воспитателя: элитные университеты по-прежнему остаются недосягаемой высотой для тех, кто не относится к этой элите. Как руководитель уважаемого мозгового центра, мистер Бехрадниа обладает всей информацией: да, доля студентов – выходцев из бедных семей увеличилась за минувшие шесть лет на 40%. Но все они смогли записаться только в малопрестижные вузы.

Представители т.н. «Расселовской группы» (Russell Group), объединяющей 24 самых привилегированных вуза, парируют упреки тем, что, мол, абитуриенты из низших социальных слоев не обладают необходимыми знаниями и навыками, чтобы справиться с предлагаемым им учебным курсом. По словам Бехрадниа, только те, кто преуспевают в средних и старших классах, могут «потянуть» обучение в сильных вузах.

Этот прискорбный факт бросает тень на общепринятое мнение, что в Британии исправно функционирует лучшая в мире система высшего образования, печалится эксперт. Выправить ситуацию, по его мнению, можно тремя способами: поднять плату за обучение, которая ныне составляет в среднем 9000 фунтов стерлингов в год, сократить число студентов (?), а также ужать бюджет, к примеру, урезать финансирование научных исследований на базе университетов.

Классовый водораздел в Британии – самовоспроизводящаяся реалия. Она подкрепляется последовательно проводимой селекцией на государственном уровне, где всем незримо управляет потомственная аристократия и другие «сливки общества». Тренд закрепляется опять же не слишком явной сегрегацией, обусловленной разным достоинством получаемых дипломов: отпрыски «верхних 10 тысяч», как формулировал один из классиков марксизма-ленинизма, учатся в самых престижных вузах, в то время как остальные довольствуются университетами второй и третьей категории.

Тема, поднятая мистером Бехрадниа, – злободневна. Не так давно проходил матч по регби между студентами Манчестерского университета, относящегося к гламурно-элитарным вузам, и Манчестерского городского университета, который считается учебным заведением для простого люда. На трибунах группа поддержки «золотой молодежи» скандировала в адрес соперников: «Твой папа работает на моего папу». К слову, уничижительные речитативы не помогли: аристократы проиграли простолюдинам.

В условиях подозрительно медленно рассасывающегося финансового кризиса (см. «Британия: вкладчики крепко опростали свои кубышки»), меньше всего власти хотелось бы обострения классовых противоречий. Хорошо, если все ограничится игрой в регби.

Вадим ВИХРОВ

№12(82), 2013

№12(82), 2013