Немцы считают антикризисную политику ЕС ужасающей


Страны, ставшие источниками валютно-финансовых проблем Европейского Союза, давно известны. И причины их тоже обсуждены и проанализированы не раз и не два. А как оценивает германская пресса нынешнюю ситуацию в очагах кризиса? Давайте посмотрим.

Самую серьезную заботу у всех сейчас вызывает – нет, не Греция, а Франция. Министр финансов этой страны Пьер Московиси смотрит на вещи с только ему присущей точки зрения, полагает берлинская «Вельт». Он считает, что Европейская Комиссия «полностью подтвердила» политику парижского кабинета, поскольку согласилась с проектами бюджетов всех стран, входящих в зону евро. Во время встречи со своими европейскими коллегами-министрами в Брюсселе он так и сказал: «Это своего рода подтверждение доверия к серьезности французской бюджетной политики». А не сказал он о том, что Комиссия сделала Франции серьезное предупреждение: бюджет должен соответствовать критериям стабильности и преследовать цель снижения к 2015 году дефицита до 3% ВВП. А получиться это может только тогда, когда будут проведены все заявленные реформы.

Куратор европейской валютой политики, член Европейской Комиссии Олли Рен считает, что у Парижа нет поля для манёвра. «В ближайшие годы потребуются довольно значительные усилия, чтобы пройти по этому пути», – уверен он. Большое беспокойство вызывает то, что вторая по величине экономика еврозоны стремительно теряет конкурентоспособность и рабочие места, а государственное пенсионное обеспечение можно считать каким угодно, но только не надёжным. Страна отнюдь не стремится совершить тот рывок, который ей обещает её президент – еще один политик с особенной точкой зрения.

А как на немецкий взгляд обстоят дела в Италии? Римское правительство активно радовалось пересмотру правил: в будущем инвестиции при определённых условиях не будут включаться в расчет дефицита. На это послабление согласился Олли Рен. Но воспользоваться поблажкой Италии не удастся, поскольку она коснется только тех государств, которые выполняют маастрихтские критерии, удерживая дефицит в пределах 3% ВВП. К Италии это пока не относится – ни в нынешнем, ни, как опасается Европейская Комиссия, в будущем году. Она считает: на 2014 год существует вероятность того, что стране не удастся спланировать бюджет так, чтобы продолжить сокращение долга. Желания кабинета министров на этот счет могут быть самыми благими, но слишком уж переменчив политический климат в государстве, значительную часть времени проводящем в бесконечных спорах по поводу формирования этого самого правительства. Спору нет, до кризиса ликвидности Италии очень далеко. Но экономического роста тоже не наблюдается – и это после такого-то гигантского спада?! До предкризисного уровня стране еще, как говорится, пахать и пахать.

Теперь об Испании. Года полтора назад это государство представляло собой одну из самых сложных проблем зоны евро. Но, тем не менее, ей до сих пор удается финансировать свой бюджет на рынке. В Германии считают, что этим страна обязана президенту Европейского центрального банка Марио Драги, который представил свою программу заимствований в самой благоприятное для Испании время. И поэтому Мадриду удалось ограничиться облегченным вариантом займа, пошедшим только на стабилизацию банковского сектора. С лета прошлого года он в Испании серьезно укрепился, считает Олли Рен. Но самую мучительную проблему – безработицу среди молодежи – с повестки дня пока никто не снимает. В то же время структурные проблемы Мадрид решает куда быстрее и успешнее, чем Рим, полагают в Германии.

Времена, когда Ирландия была оной из крупнейших проблем зоны евро, тоже ушли в прошлое. От МВФ и партнеров из ЕС она получила кругленькую сумму в 85 миллиардов евро. Но в начале приближающегося года Дублин хочет вернуться на свободный рынок капиталов и решать проблемы своего бюджетного финансирования только там. Ирландские кредитные институты сейчас стабильны и произошло это, по мнению экспертов, не без участия центральных банков стран-партнеров по евро, которые с применением некоей сложной схемы фактически поучаствовали в этом оздоровлении. Собственно, спасители единой европейской валюты не делают большого секрета, из того, что были крайне заинтересованы в излечении Ирландии, поскольку это должно было послужить ярким примером правильности избранной ими политики.

Португалия с апреля 2011 года получила от Европейского фонда финансовой стабильности и от МВФ солидный пакет помощи – 78 миллиардов евро. Спад в стране, похоже, преодолён: во втором квартале 2013 года впервые за 24 месяца отмечен рост, продолжившийся и в третьей четверти. Не гигантский – всего 0,2% – но все же рост, а не стагнация и не спад. Однако сопротивление режиму жесточайшей экономии на всем чём можно достаточно велико, что подтвердил и летний правительственный кризис, и результат региональных выборов.

Удастся ли стране вернуться в середине следующего года на свободный рынок капиталов? Пока никто такое гарантировать не может. Причем в Португалии громко слышны голоса тех, кто настаивает: ЕС и Европейский центральный банк должны поддержать этот «шаг к независимости». То есть партнеры могли бы помочь кредитами, а ЕЦБ – покупкой португальских государственных обязательств. Но такие меры поддержки пока не предусмотрены.

В Греции, вроде бы, пока ничего нового не происходит. «Тройка» – ЕС, ЕЦБ и МВФ – продолжает вести переговоры на месте, но идут они туго, поскольку считается, что Афины не провели всех необходимых реформ. А в бюджете по-прежнему зияют миллиардные дыры. Брюссель денег больше давать не хочет и грекам предлагают объяснить, где именно они намерены сэкономить недостающие средства. Надо подчеркнуть, что все партнеры признают: Афины прилагают серьезнейшие усилия к тому, чтобы провести требуемые реформы. Новая задолженность снижается, доля зарплаты в расчете на единицу продукции падает, а конкурентоспособность растёт. Конечно, все признают, что Греции еще долго не обойтись без серьезной помощи европейских партнёров. Но в конце тоннеля всё же забрезжил свет.

На Кипре, с которым ЕС обошелся с беспрецедентной жесткостью, чтобы не сказать жестокостью, дела сейчас заметно улучшились – в том, что касается финансовой стабилизации. Европейцы приписывают это тому, что заставили поучаствовать в спасении местных банков крупных вкладчиков, то есть, если называть вещи своими именами, беззастенчиво залезли к ним в карман. А самому Кипру категорически предписано отказаться от амбиций финансового центра. Пока это обернулось тем, что ВВП в 2013 году рухнет на 8,7%. Безработица, напротив, растёт и уже достигла 17% самодеятельного населения. Это, увы, не предел, есть мнение, что вырастет и до 19%.

Но газеты – газетами, а как же оценивают бундесбюргеры всю эту многогранную деятельность по спасению единой валюты? Тут ничего утешительного для «евроспасателей» сообщить нельзя. Согласно данным опроса населения, 72% жителей ФРГ считают, что европейские институты справляются со своими обязанностями отвратительно. То, что Испания и Ирландия скоро собираются опираться на собственные силы, почему-то простых граждан не сильно утешает.

Зато политика Европейского центрального банка вызывает доверие только у 15% немцев. А курс низкой учетной ставки, проводимый ЕЦБ, порождает у них ощущение, что их жестоко обманули. Пятьдесят шесть процентов опрошенных обеспокоены тем, что станет с их сбережениями, отложенными на старость. Федеральный союз германских народных и кооперативных банков недавно предостерёг: немецкая культура бережливости и экономии подвергнется эрозии, если политика низкой учетной ставки будет проводиться долго. ЕЦБ отреагировал – снизил его до беспрецедентно низкого уровня в 0,25% (см. «Пространство для маневра ЕЦБ еще не исчерпано»)…

Понятно, что национальные традиции в одночасье не меняются и многие все же остаются верны себе. Каждый четвертый немец (26%) все-таки откладывает деньги, хотя и уменьшил сберегаемые суммы. Но вот доля тех, кто стал активнее тратить, достигла 62%. И это при том, что из-за низкой учетной ставки денег надо бы откладывать больше, а не меньше. Конечно, увеличение потребительского спроса для дееспособной экономики – благо, а не зло, но немцы, которые ставят на ребро последний евро, вместо того, чтобы отложить его на «черный день» или на старость – это какой-то нонсенс. А сейчас квота сбережений в Германии достигла самого низкого уровня с 2002 года.

Марина СМИРНОВА

№11(81), 2013