Антиевропейцы наступают?


Глава итальянского правительства Энрико Летта бьет тревогу: Евросоюзу угрожает существенное усиление позиций сил, которые, так или иначе, выступают против европейской интеграции. В интервью нескольким влиятельным газетам Старого Света (французской «Монд», германской «Зюддойче цайтунг», британской «Гардиан», итальянской «Стампе», испанской «Паис» и польской «Газете выборчей») он назвал эту тенденцию «самым опасным феноменом» для объединения 28-ми стран.

Отметив, что, по данным опросов населения, такие политические движения могут собрать на предстоящих будущей весной выборах в Европейский Парламент до четверти голосов избирателей, итальянский деятель сказал: «По-моему, риск получить самый антиевропейский парламент в истории ЕС откровенно недооценен». По его словам, традиционным политическим силам следует «начать большую битву» между «Европой народов и Европой популистов».

Главный аргумент председателя Совета министров Италии, на котором сейчас во многом держится хрупкое политическое равновесие на Апеннинском полуострове, связан с экономикой. Он считает, что в настоящее время в ЕС появились первые признаки экономического роста, выхода из кризиса. Поэтому, полагает Э.Летта, рост влияния антиинтеграционных сил способен подорвать политическую основу такого роста и остановить позитивную тенденцию постепенного оздоровления.

Выборы в Европейский Парламент состоятся 22-25 мая 2014 года. Сегодня ожидается, что антисистемные силы различного толка существенно увеличат там свое представительство. Хотя полномочия этого органа в ЕС невелики, подобный результат выборов способен вызвать серьезные политические последствия. Властям пришлось бы учитывать мнение этой части избирателей, в большей степени оглядываться на них в своей повседневной деятельности.

Протестные силы не имеют общей платформы и политических позиций. Их объединяет неприятие той системы, которая сложилась в их странах к настоящему моменту, а также стремление возложить на Брюссель значительную долю вины за нынешнее положение и кризис. Они также не согласны с теми методами, которые предпринимаются правительствами и структурами ЕС для преодоления этого кризиса.

Что это за силы? Тут и часть британских консерваторов, требующих выхода страны из ЕС, и критики всего и вся из итальянского движения «Пять звезд» во главе с бывшим комиком Беппе Грилло, и французские и голландские националисты, и борцы с иммиграцией из «Национального фронта», и партии во главе с Гертом Вилдерсом, и другие.

Конечно, кризис и затянувшиеся социально-экономические трудности всегда порождают не только недовольных, но и политические движения популистской направленности. Как правило, их влияние убывает по мере выхода из полосы затруднений. Опыт прошлых десятилетий показывает и другой феномен: обычно в такие времена возникают лидеры и новые политические идеи, которые подсказывают другие пути выхода из создавшегося положения, ориентиры, становящиеся привлекательными для большинства.

Особенность нынешнего кризиса в том, что таких лидеров не видно, как и не видно идей, способных увлечь массы. У власти меняют друг друга политкорректные и отполированные мастерами коммуникационного ремесла деятели, а избирателям не предлагается ничего, кроме затягивания поясов и свертывания системы социальных благ, достигнутых прежними поколениями.

Э.Летта отметил важную особенность сегодняшней политической и общественной жизни в странах ЕС, для которой есть объективные причины. Однако нынешний масштаб популистского наступления в значительной мере связан с отсутствием свежего взгляда истеблишмента «двадцати восьми». Европейская политическая машина перестала генерировать привлекательные идеи и лидеров.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№11(81), 2013