Школа в Люксембурге: плохих оценок нет


У меня двое мальчишек. Миша девяти лет и Даниил пяти. Когда мы всей семьей переехали в Люксембург, то, я, как всякая мама, переживала, сумеют ли мои дети приспособиться к чужому городу и окружению, говорящему на незнакомом им языке. К непривычному образу жизни, погоде и даже еде.

Волновало, смогут ли они внедриться в среду своих сверстников, особенно когда пойдут в местную школу. Треволнений, как понимаете, хватало.

Скажу сразу: все обернулось наилучшим образом. Мы с мужем выбрали Международную школу, которая пользуется в городе, да и за его пределами наибольшей популярностью у иностранцев, приехавших сюда по контракту или на постоянное место жительства. И мы не ошиблись в выборе.

Вскоре я поняла, откуда у школы такая безупречная репутация. Это единый большой образовательный комплекс, куда входят и ясли, и детский сад. Преподаватели – доброжелательные профессионалы, чуткие и понимающие. Состав учеников космополитичный. Есть и финны, и китайцы, и русские. Правда, такая пестрая этническая среда была серьезным испытанием, как и вроде бы техническая деталь: языком межнационального общения здесь служит… английский.

Никаких предварительных требований к уровню знаний или навыков при поступлении нет. Проводится собеседование, хотя проверяют, по сути, только одно качество: общительность. Может ли ребенок легко устанавливать контакты, воспринимать то, что ему говорят, быстро реагировать на ситуацию. Своего рода психологический тест. Проверка на эмоциональную зрелость, на способность к адаптации.

Многое в этой школе было узнаваемо и ожидаемо. Занятия начинаются в восемь двадцать утра, а завершаются в три пятнадцать. Есть группа продленного дня. Школьная форма не предусмотрена. Что не отменяет ряд неписаных правил, в том числе касающихся того, как нужно выглядеть, чтобы быть «комильфо». Если допустил промах, тебе подскажут, причем подскажут деликатно, не напрягая голосовые связки.

Пожалуй, слово «деликатность» лучше всего подходит к определению стиля этой школы. Как-то преподаватели начальных классов обнаружили, что дети не справляются с домашним заданием. И что они сделали? Стали искать наиболее виновных, чтобы публично их отчитать? Ничего подобного. Просто сложные задания стали впредь делать в классе, все вместе, когда можно заранее исправить ошибки. И еще. Меня приятно удивило, что здесь учат пользоваться таким средоточием знаний, как школьная библиотека. Не википедией единой должен быть жив современный ученик.

Спросите, есть ли родительские собрания? Нет, вместо них раз в полгода проходят открытые уроки. На них показывают, чему ребята выучились. Хотите побеседовать с классным руководителем или другим педагогом, пожалуйста. Договоритесь о встрече по электронной почте.

Интересно – и мне кажется это правильным – что старания ученика всегда вознаграждаются, ему выставляют хорошие баллы, а вот нерадивость не карается плохой оценкой. Считают, что это не вина, а скорее беда, и думать, как помочь этой беде должны все вместе, включая школу. Так и хочется назвать это «презумпцией обучаемости». Каждого можно научить, нужно только знать верный подход и методику, а еще – любить детей.

Может показаться, что эта школа – оазис либеральных нравов, приют вольности. Обманчивое впечатление! Воспитывать все равно нужно в строгости. Мы это знаем, не правда ли? После нескольких случаев, когда дети, кстати, наших с вами соотечественников, вели себя неподобающим образом, администрация школы завела на них так называемые «листы поведения». Теперь их оценивают каждый день. Как принято на языке пиктограмм в интернете: ставят смайлик, если был пай-мальчик, или анти-смайлик, если пакостил и проказничал.

Приведу еще один пример: мы записались в секцию гимнастики и в бассейн, но пропустили гимнастическое занятие. За что были заново поставлены на лист ожидания в секцию гимнастики … Но зато мы продолжаем посещать бассейн. Спорту и физкультуре здесь уделяют особое внимание. Без крепкой подготовки темп не выдержать. Все занятия идут на английском языке. С третьего класса начинают изучать французский.

Пусть не покажется, что все безоблачно. Практически нет домашних заданий. А как проверить, усвоил ли сын урок? На классных занятиях много игровых моментов. Создается ощущение, что и сама программа, и сама методика чересчур облегченные. Мой девятилетний сын единственный, кто в своем классе знает таблицу умножения. Когда он возвращается домой, уже довольно поздно, и он усталый. Мало остается времени на дополнительные занятия.

Еще нас обескураживает одно удивительное правило, принятое в школе. Если тебя обидели или обидели кого-то, кого ты знаешь, то нельзя за него заступиться. Вместо этого нужно писать объяснительную записку в администрацию. Нам это странно. Раньше нас учили, а теперь и мы, родители, учим наших мальчиков расти мужчинами. А это значит не давать в обиду тех же девочек в классе. Чтобы потом, повзрослев, быть готовыми заступаться за слабых, давать отпор, быть защитником. Быть мужчиной.

Это, повторю, нас беспокоит. Но, в целом, школа хорошая. Наконец, курьезный момент: по западной традиции, обед многие приносят с собой. Есть альтернатива. Ученик может заказать себе ланч по интернету. Но вы представляете, что в меню? Естественно, это гамбургеры, «паста» и пицца. Мой Миша охотно «подсел» на эту диету. И быстро набрал вес, около шести кг. Теперь мы готовим ему привычную еду, варим суп…

Мы, как родители, довольны школой. Соотношение цены и качества – оптимальное. Судя по сыновьям, приращение капитала знаний идет стабильно. Они вполне акклиматизировались в новой социальной среде. Думаю, придет время, когда у них будут все основания, как это сказано в пушкинской поэме «Полтава», поднять за учителей своих «заздравный кубок».

Светлана ФЕДОТОВА,
управляющий директор
East West United Bank в Люксембурге

№10(80), 2013