Главная > Дневник событий > Иммиграция > А электронный частокол-то дырявый

А электронный частокол-то дырявый

image_pdfimage_print

Члены комитета палаты общин британского парламента по внутренним делам, в чьем ведении находятся также вопросы легальной и нелегальной иммиграции, пребывают в недоумении. Их, народных избранников, держат за второсортных чиновников, не позволяя знать всю правду.

Скандал разгорелся после того, как стало известно: из доклада, посвященного эффективности системы электронного учета и контроля приезжих в Британию, которая была формально приведена в действие в 2004 году, исчезли отдельные параграфы и разделы. Это документ, заказанный независимому эксперту Джону Вайну, занимающему пост своего рода «стороннего» главного инспектора по пограничному режиму и иммиграции, был подвергнут цензорской правке.

Причем ни кем-нибудь, а министром внутренних дел Терезой Мэй, которая сочла, что всю истину без изъятий о функционировании электронного занавеса могут знать только члены специального комитета по разведке и безопасности, которые назначаются самим премьер-министром!

Система электронного контроля, называемая иногда «экспортом границы», поскольку представляет собой виртуальное выдвижение пограничного контроля за пределы Британии, разрабатывалась в течение 10 лет и поглотила 500 миллионов фунтов казенных денег. Концепция сродни идее раннего предупреждения об опасности. Все строится на том, чтобы иностранцы, прибывающие на острова по воздуху, сообщали сведения о себе при покупке авиабилетов. Таким образом, при обнаружении нежелательных элементов срабатывает сигнал тревоги.

Далее, выявленного злоумышленника просто не пускают на борт. Но ежели не удается его или ее притормозить, то по прилете разыскиваемого террориста или контрабандиста, военного преступника или прежде депортированного из Британии иностранца, занесенных в черный список, встречают специально обученные для этого люди крепкого телосложения.

В ходе проведенного расследования Джон Вайн обнаружил, что частокол, на самом деле, – дырявый. Всего две авиакомпании «подписались» на эту процедуру, а единственный аэропорт, где этот механизм приведен в исполнение – лондонский Хитроу. В других воздушных гаванях, в частности, в столичных аэропортах Гатвик и Лутон, ничего подобного не практикуется. Отсутствует этот электронный фильтр и в том случае, если иностранцы прибывают по морю, на пароме или океанском лайнере, а тем более – на борту собственной яхты или личного самолета.

Обозначена в докладе Джона Вайна и проблема иного свойства. В Сэлфорде расположен центр обработки этой деликатной информации по персоналиям. Работы невпроворот: ежемесячно здесь просматривают данные от 15 до 20 миллионов пассажиров. Но! Оказалось, что в период с апреля 2012 года по январь 2103 года прозвенел 649 тысяч 331 звонок тревоги в связи с обнаружением контрабандистов наркотиков и табака. Однако никто и бровью не повел: эти сообщения были молча удалены как нерелевантные.

В те же дни, что появился на свет доклад Вайна, обнародован законопроект, призванный, как без обиняков заявила Тереза Мэй, «создать недружественную среду» для нелегальных иммигрантов и тех, кто решил просто подзадержаться в Британии вне зависимости от срока, указанного в визе. Одновременно министр по делам иммиграции Марк Харпер (кстати, тот самый, что сломал себе ногу, танцуя с женой в лондонском баре на столе) вступил в заочную полемику с Джоном Вайном, утверждая, что уже сегодня его ведомство получает информацию о 78% всех авиапассажиров, собравшихся в Британию, а также о 100% иностранцев, не являющихся гражданами и подданными стран, входящих в Европейский Союз.

В принципе, система электронного всевидящего ока – не совсем провальная. За минувшие 10 лет арестованы тысячи иностранцев, находящихся не в ладах с законом. Но еще больше приезжих с темным прошлым, судя по всему, избежали этой заслуженной участи. В аэропортах Гатвик и Лутон, как выяснилось, обслуживающий персонал даже не подозревает, что существует прописанный алгоритм действий, который обязывает их встречать и задерживать правонарушителей по прибытии.

По подсчетам Джона Вайна, в поле зрения электронного стража попадает всего 65% всех, кто готовится пересечь границы островного королевства. А те, которых система «засвечивает», как в случае с контрабандистами, беспрепятственно проникают в страну. По халатности? По недомыслию? Или по причине перегрузки, которую не выдерживает, но не техника, а ее операторы? Или и здесь всему виной человеческий фактор?

Владимир МИХЕЕВ

№10(80), 2013

№10(80), 2013